Вечерняя Казань / № 63-64 (4023-4024) / Горячие материалы / Исполком: Алло, мы ищем таланты

Недетский конкурс

Исполком: Алло, мы ищем таланты

Власти Казани утвердили единое положение об отборе претендентов на обучение в "нетиповых муниципальных лицеях и гимназиях для детей, проявивших выдающиеся способности". Согласно новому документу теперь поступающие и их родители могут не только узнать, кто и как оценивает таланты конкретного ученика, но даже обжаловать решение отборочной комиссии.

Новый документ - результат исполнения статьи 50 ФЗ "Об образовании", которая гарантирует права и социальную поддержку обучающихся. В ней, в частности, говорится, что органы власти вправе создавать "нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности", однако критерии отбора должны определяться учредителем и доводиться до сведения общественности.

"Портфолио" для семиклассника

Нетиповых учебных заведений, которые набирают ребят только с седьмого класса и обучают их по особым программам, в Казани сейчас шесть: физико-математические лицеи №131 (Бутлерова, 54) и №145 (Дементьева,16), лицей им. Лобачевского при КГУ (Рахматуллина, 2/18), а также гимназия-интернат для девочек №4 (Баруди, 3а) и два лицея-интерната для мальчиков - №2 (Усманова, 11), №7 (Четаева, 37). В трех последних учебных заведениях, сменивших вывеску после запрета татаро-турецких лицеев, преподавание основных предметов ведется на английском, а кроме того, учат турецкому, татарскому и русскому языкам. Учат бесплатно, однако попасть в число учеников может не каждый.

Согласно постановлению № 4690 исполкома Казани от 13 мая впредь отборочные испытания должны проходить в два этапа, сначала - тестирование по русскому и математике, затем экзамен или собеседование по профильному предмету. Причем претендентам на ученический стул необходимо представить и табель с годовыми оценками, и документальные свидетельства своих "выдающихся способностей": копии дипломов, грамот, сертификатов с различных интеллектуальных конкурсов, олимпиад и соревнований.

- Система "портфолио" как система накопительной оценки на этапе отбора будет играть большую роль, в Казани мы внедряем ее уже несколько лет - фиксировать достижения учащегося полезно прямо с начальной школы, - сообщила корреспонденту "ВК" замначальника городского управления образования Валентина Афонская и отметила, что теперь при каждом "нетиповом лицее" должны быть созданы отборочная и конфликтная комиссии.

Так, если раньше "первую скрипку" при приеме того или иного ученика фактически "играл" директор школы, то теперь это будет мини-оркестр в составе членов попечительского совета, родительского комитета и трудового коллектива учебного заведения, а также двух представителей гуо, один из которых будет дирижером, то бишь председателем комиссии. Работать "оркестр" будет на общественных началах - согласно решению исполкома вознаграждение не допускается. Менее четко прописан состав конфликтной комиссии: в положении говорится лишь, что ее членами не могут быть те же люди, которые занимаются отбором, и что председателем должен быть назначен представитель гуо.

Без "позвоночников"

Не секрет, что людей, принятых по звонку, сегодня можно встретить в любом госучреждении, и элитная школа - не исключение. Изменят ли ситуацию более прозрачные правила отбора и сама возможность обжаловать результат вступительных испытаний, предсказать сложно. В прошлом году конкурс в лицей имени Лобачевского составил 14 человек. В этом, с учетом принятого документа, желающих может стать еще больше - прием документов начнется с 5 июня.

- Для нас это новый инструмент, который делает нашу миссию более выполнимой, меньше всего педагогический коллектив заинтересован в "позвоночных" учениках, - комментирует ситуацию директор лицея им. Лобачевского Елена Скобельцына.

- А как определяете детей "с выдающимися способностями"? - поинтересовалась корреспондент "ВК".

- Видимо, этот термин использован для усиления значимости. Все дети имеют способности, а выдающимися они становятся при непосредственном руководстве учителя... Мы не предъявляем требования, чтобы все претенденты были отличниками и обладателями особых достижений по всем предметам. Какой-то предмет должен вызывать особый интерес.

По словам директора лицея №145 Натальи Валиуллиной, в их учебном заведении сложилась практика - перед тестированием претендент встречается с психологом: "У нас физико-математический профиль, а дети бывают ориентированы на гуманитарное направление и идут поступать по желанию родителей. Но учиться им бывает трудно, так для чего ребенка мучить?..".

В лицее-интернате №7 для мальчиков в нынешнем году конкурс пять человек на место. Причем наряду с казанцами здесь учатся мальчишки из районов Татарстана и даже из Башкирии, Удмуртии и Марий Эл. "Иногородних - 40 процентов, возможно, в дальнейшем будем квоты устанавливать, чтобы хватило мест в интернате", - объясняет директор Альберт Ахметов.

По мнению специалистов, отбор необходим. Даже лучшие учителя, методики и материальная база не позволят наладить выпуск вторых эйнштейнов и лобачевских. Многое зависит от "сырья": способностей и трудолюбия самого ученика. В казанской "лобачевке" с особой гордостью говорят об Искандере Калимуллине - дескать, в свои 30 с небольшим стал самым молодым профессором КГУ, и его сверстнике Сергее Шишкине, который назначен заместителем гендиректора НПК "РЕКОД" (Результат Космических Достижений) в составе корпорации Роскосмос.

Особыми условиями для особых детей довольны не все родители. Считая, что право на качественное бесплатное образование, включая грамотный русский язык и разговорный английский, гарантировано всем и в обычных школах.

Ирина ПЛОТНИКОВА