Вечерняя Казань / № 66 (4026) / Горячие материалы / "Что с ней такое сделали?"

Смерть в камере

"Что с ней такое сделали?"

Вчера утром во дворе панельной девятиэтажки на улице Мусина проводили в последний путь 36-летнюю Ольгу Алфимову. По официальной версии, она покончила с собой - повесилась в камере для административно задержанных (КАЗ) в милиции, куда попала впервые в жизни. Версий о том, как она туда попала, на сегодня существует две. И они диаметрально расходятся.

Официальную версию корреспонденту "ВК" изложили сотрудники правоохранительных органов. По словам заместителя руководителя Зареченского МСО СУ СКП по РТ Ильдара Нуриахметова, женщину доставили в милицию вечером 25 мая между 19.00 и 20.00 из магазина "Арыш мае", расположенного на улице Мусина (единственный такой магазин находится в 500 метрах от дома Алфимовой, за перекрестком с проспектом Ямашева). Наряд, по словам Нуриахметова, вызвали сотрудники магазина, где в этот день проходила презентация новых алкогольных напитков. Женщина, мол, опьянела, потеряла сотовый телефон, а претензии предъявила к ним. Скандалила, мешала работать - они и нажали кнопку тревожной сигнализации...

Ольга Алфимова, как уточнил Нуриахметов, с виду не была похожа на граждан, склонных к пьянству и дебошам. Тем не менее ее задержали и в ожидании суда поместили в КАЗ. Вскоре в милицию пришел ее муж - просить, чтобы женщину отпустили. Ее не отпустили.

- Не имели права отпускать, - говорит Ильдар Нуриахметов. - Живой ее видели в последний раз примерно в час ночи, а утром в среду, между 4.00 и 4.30, обнаружили мертвой. При осмотре в камере мы повреждений на ее теле не нашли, только странгуляционная борозда была на шее. Повесилась на бретельках своего сарафана, зацепив их за металлический уголок примерно в метре от пола. В камере была одна, запрещенных предметов при ней не было. Ни пояса, ничего такого, из одежды - один сарафанчик. Кто же мог предположить, что она бретельки использует, это еще умудриться надо... Камер наблюдения в КАЗ не предусмотрено, и вроде бы нет такой инструкции, которая требует через определенное время заглядывать туда, проверять... Впрочем, это мы еще уточним.

В среду же на сайте МВД появилось сообщение о том, что после самоубийства в КАЗ по решению министра внутренних дел Асгата Сафарова за недосмотр дежурившие в тот день сотрудники и начальник отдела уволены, а и.о. начальника УВД по г. Казани привлечен "к строгой дисциплинарной ответственности". Только эта информация оказалась, мягко говоря, преждевременной. Замначальника отдела информации и общественных связей МВД РТ Андрей Галиакберов сказал корреспонденту "ВК": "Оформление приказа требует времени, но решение принято, озвучено - будут уволены и будет снят". А еще он заметил, что, по его данным, женщина была тяжело пьяна.

А вот муж Ольги Эдуард Алфимов рассказал корреспонденту "ВК", что задержали его супругу в двух шагах от дома, в магазине "Эдельвейс". Насчет дегустации он не отрицал, но уточнил:

- Я за Олей пришел, собирался увести домой. Объяснил милиционерам, что до нашего дома всего десять метров. Но они сказали: раз был звонок по "02", надо обязательно ехать в отдел. Вроде бы потому, что звонили насчет пропажи телефона. Но мне пообещали, что составят протокол и сразу же отпустят. Увезли ее - я тут же пошел следом, а мне там говорят, что она отказывается со мной говорить! А телефон-то нашелся, как раз когда приехала милиция. Нам домой женщина позвонила, которая его на улице подобрала.

Заместитель директора ЗАО "Инженерно-технический центр "Регионтехдиагностика" Раиль Зайнуллин, в подчинении у которого Ольга Алфимова трудилась более пяти лет без нареканий, уверяет, что тяжело пьяной она быть просто не могла, поскольку и на корпоративах-то больше двух рюмок не выпивала. И что была она скромной, воспитанной, просто не способной на скандал. Утром перед похоронами он позвонил в "ВК" и попросил прийти корреспондента:

- Надо же что-то с этим делать, добиваться, чтобы следствие не спустили на тормозах. Милиция должна нас защищать, а когда происходит такое - это беспредел!

Церемония прощания у подъезда дома, где Ольга прожила 30 из своих 36 лет, не отличалась пышностью. Немного людей, несколько венков. И очень много горя. Пожилая мать и 14-летняя дочка женщины над гробом не рыдали - выли в отчаянии. Приехавшая на похороны из Москвы сестра буквально застыла от горя. А муж Ольги все растерянно повторял: "Ну не было у нее причин для суицида, и настроения такого никогда не было...".

- Почему, если она была так пьяна, как утверждают представители МВД, ее не доставили в медвытрезвитель? - недоумевает Раиль Зайнуллин. - Почему вначале родным говорили, что повесилась она на шнурке от куртки, а теперь рассказывают, что и куртки-то у нее не было - один сарафанчик? Почему нет видеозаписи, на которой было бы видно, как она себя вела, что делали сотрудники милиции?

Кстати, если бы Ольга попала в вытрезвитель, такая запись имелась бы. Два года назад на открытии нового вытрезвителя в Приволжском районе его начальник Олег Филинов сказал автору этих строк, что все происходящее с его "клиентами" фиксируется установленными буквально на каждом шагу видеокамерами.

- Я не верю, что она могла наложить на себя руки, да и напиться тоже не могла, - сказала у гроба Ольги соседка Альфия Сайфутдинова, которая знает ее и ее семью уже тридцать лет. - Такая воспитанная, красавица... Да как ее в милицию-то могли забрать? Что с ней такое сделали?

...С начала года это уже третья смерть, которая настигла татарстанцев, помещенных милицией в КАЗ. 28 февраля покончили с собой двое административно задержанных - в Набережных Челнах и Алькеево. Обоих доставили в милицию для "оформления" по той же статье, что и Ольгу Алфимову.

Инна СЕРОВА