Вечерняя Казань / № 66 (4026) / Образование / Через пять лет казанцы спасут мир?

Наука и жизнь

Через пять лет казанцы спасут мир?

Ученые гадают: кто раньше научится измерять лунные расстояния с точностью до 1 миллиметра? А зачем нужна такая точность, удивится непосвященный. Да просто для того, оказывается, чтобы спасти мир.

Более точные сведения о законах вращения Луны позволят ученым проверить некоторые пункты теории относительности, узнать, из чего состоят ядро и мантия Луны и Земли. А узнав это и кое-что еще, дать реалистический прогноз астероидной и кометной опасности для Земли до 2040 года. В этом интеллектуальном соревновании участвуют китайцы, японцы, немцы, итальянцы и... казанцы. В КГУ обещают через 5 - 7 лет научиться так рассчитывать расстояния на Луне, что будут учтены и задержка света в атмосфере Земли, и изменения температуры на Луне, и даже положение разных станций на орбите. Во всяком случае таковы планы заместителя директора астрономической обсерватории им. Энгельгардта Александра Гусева.

Наши ученые хотят создать модель. Четырехмерную модель, в которой будут учтены даже неуловимые детали с описанием того, как они поведут себя во времени. В этом, в частности, и заключается работа аналитиков нелинейных уравнений, которые собрались на минувшей неделе в Казани на сессии своей международной федерации.

- Когда-то Эйнштейн сказал, что теория не может быть линейной. Она стремится учитывать бесчисленное множество свойств реальных объектов и явлений. И становится нелинейной - междисциплинарной, - в двух словах объясняет особенность этой сложной науки Людмила Кузьмина, руководитель Российского центра Международной федерации нелинейных аналитиков.

Проще говоря, люди, которые знает одну науку, - это линейные ученые. Но будущее - за нелинейными, которые знают множество наук и, уловив взаимосвязи между ними, пытаются предсказать, как незначительная, на первый взгляд, деталь может повлиять на мировой ход событий.

- О своих моделях они шутят так: "В Оклахоме бабочка махнула крылом, и в Индонезии случилось цунами", - говорит Кузьмина.

Однако серьезность дела, которым заняты эти ученые, такова, что их сессии посещают даже специалисты NASA. Ведь в мире выходит только пять журналов с отчетами об их последних разработках. Один из них на русском и английском издается в Казани. И это не случайно: Центр гуманитарных проектов и исследований, который сотрудничает с российскими нелинейными аналитиками, тоже зарегистрирован в нашем городе. Здесь же работали и отцы-основоположники этой науки. Например, возникла знаменитая Четаевская школа устойчивости и механики. Четаев развил идеи Ляпунова - русского ученого, который, размышляя об устойчивости движения, предвидел, что можно моделировать системы и выбирать из них самые жизнеустойчивые. Кстати, в одном из выпусков журнала нелинейных аналитиков была опубликована статья и о "Модели Татарстана", которая рассматривала проблему в аспекте устойчивости развития республики.

- Когда статья была написана, ученые интересовались, будут ли они указаны в ней как элементы устойчивости системы, - шутит один из авторов статьи Рафаэль Хакимов, - но это уже истории из разряда "смешная политика".

Математические модели применимы и незаменимы сегодня и в политике, и в экономике, считают аналитики. Они научились даже создавать модели стихосложения и рисования.

Однако на сессии международной федерации в Казани ученые обсуждали в основном последние результаты исследований и перспективы в авиа- и аэрокосмических инженерных системах. Например, группа ученых из КГТУ им. Туполева показала свои разработки трансформируемого космического корабля, который можно сажать так, чтобы даже при ударе не было никакого резонанса. А генеральный директор - генеральный конструктор Института аэрокосмического приборостроения Роберт Мухамедяров представил проект, о котором говорили, что он "пронзает пространство и время", потому что показанная им система позволяет видеть объект, например, сквозь толщу Земли и предсказывать, как он будет вести себя во времени. Скажем, что будет делать ручеек, который протекает на изрядной глубине под жилым домом с учетом жизни всего города. По окончании работы сессии татарстанские ученые высказали намерение продолжить сотрудничество с зарубежными коллегами, сообщили, что хотят найти способ "загрузить" КАПО высокотехнологичными заказами. Они предложили создать в Казани музей авиации и космонавтики, ведь основоположники современной смелой науки - наши земляки, начиная с Лобачевского. Поэтому в Казани и откроется отделение Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, которое объединит ученых, занимающихся исследованиями космических проблем.

Айгуль ШАРАФИЕВА