Вечерняя Казань / № 67 (4027) / Образование / Экзамен для одного ученика
ЕГЭ-2010
Экзамен для одного ученика
На экзамен без ручки, но под руку с преподавателем пришел вчера 18-летний воспитанник лаишевской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Илья Маврин. Мальчик, потерявший зрение в раннем детстве, мечтает поступить в КГУ - на исторический или юридический факультет. По закону Илья в отличие от зрячих сверстников может быть освобожден от ЕГЭ. Но на экзамен он пришел по собственному желанию.
Единый госэкзамен по русскому языку - самый массовый. Вчера в республике его сдавали почти 27 тысяч ребят. И всего двое незрячих - один в Альметьевске, другой в Лаишево, куда и отправились корреспонденты "ВК".
...9 часов утра, лаишевская школа №2. Накануне экзамена здесь опечатали все запасные выходы, а также все помещения, которые не нужны для экзамена - от столовой до кабинета завхоза. Лестницу на второй этаж перегородили скамейкой. В общем, "враг ЕГЭ" не пройдет. Для чистоты экзамена одиннадцатиклассников второй лаишевской школы отправили "сдаваться" в Столбищи, на другой пункт приема Единого госэкзамена по русскому. Всего их в районе - два.
Организаторы констатируют: из 128 экзаменующихся не явился всего один - из числа выпускников прежних лет. Причина у парня уважительная - накануне экзамена его забрали в армию. Демографический кризис в отдельно взятом районе налицо: если в прошлом году в этой школе под экзамен отводили 18 школьных аудиторий - по одной на 15 учеников, то в этом году хватило десяти классов. Еще один кабинет, где в обычные дни занимаются первоклашки, приготовили для одного-единственного ученика. Специально для него из Москвы был доставлен экзаменационный пакет с заданиями, переведенными на язык слепых по системе Брайля.
Илье Маврину ручка не нужна. Пишет парень с помощью металлического трафарета и маленького грифеля. Каждый знак - своя особая вариация из точек. Для меня и двух учителей татарского языка, которые будут присутствовать на экзамене, это просто точки. Так что при всем сочувствии к парню никто из организаторов не то что помочь ему, даже прочитать задание и его ответ не сможет. На мой вопрос, а можно ли воспользоваться шпаргалкой, Илья лишь улыбается. В отличие от зрячих, способных на клочке бумаге записать самое важное мелким почерком, трафарет Брайля сделать этого не позволит - "шпора" получится очень громоздкой и заметной. В общем, все по-честному.
До школы Илью сопровождал педагог школы-интерната, внутри - педагог- организатор. Только поэтому на мальчика в черном костюме, с черным галстуком и черных очках обращали внимание. Илья говорит, что не помнит, что именно успел увидеть в своей жизни. Зрение потерял в годовалом возрасте, когда врачи обнаружили злокачественную опухоль. Рос, как все, даже в прятки с мальчишками играл в родном селе Иоково Тетюшского района. Спрашиваю: "Как?" - отвечает, что научился определять масштабы объектов и точно знал, с какой стороны его не будет видно... Помогал родителям по дому, таская с колодца воду, а вот косить траву, жалеет Илья, так и не научился.
Шесть классов слепой ученик отучился в обычной сельской школе - на слух, без контрольных и диктантов. Читать и писать по системе Брайля он начал лишь в седьмом классе. Среди выпускников лаишевской школы-интерната немало ребят, которые смогли поступить и закончить вуз. Но в этом году из пяти одиннадцатиклассников интерната итоговый экзамен в форме ЕГЭ выбрал один Илья:
- Хочу поступить в Казанский университет. А если поступать в вуз без ЕГЭ, то нужно сдавать экзамены в традиционной форме дважды: в школе и в вузе. А зачем?
"Он очень целеустремленный и задает очень много вопросов, обращая внимание на такие вещи, которых даже многие зрячие не замечают", - позже на встрече в школе- интернате рассказал корреспонденту "ВК" учитель истории и обществознания Рафик Сагитов. К примеру, как-то Илья поставил его в тупик вопросом о том, почему говорится, что наше государство строит демократию, т.е. власть народа, если президента Татарстана народ выбрать не может?..
Кстати, в интернате таких, как Илья, не только учат читать и писать. В обязательной программе - получение бытовых навыков самостоятельной жизни: "уроки" стирки, уборки, готовки, шитья. Здесь говорят, что чем раньше ребенок попадет в интернат, тем легче ему будет во взрослой жизни... Для родителей это вопрос спорный, однако подчас любовь или равнодушие к своему ребенку оборачивается тем, что тот к 20 годам (!) не умеет даже самостоятельно управляться... с ложкой. Вот такого ученика недавно прислали в Лаишево...
Но вернемся к нашему выпускнику. Экзамен Илья Маврин завершил последним в Лаишево: воспользовался своим законным правом на полтора лишних часа. После этого ответы мальчика на бланки ЕГЭ перенес специально приглашенный тифлопереводчик, затем оба варианта запечатали и отправили в Казань - на проверку зрячим экспертам. Результаты обещают огласить через неделю.
Впереди у Ильи Маврина - экзамены по математике и истории. Свободное время он планирует провести наедине с учебниками и электронной книжкой. Подаренный родителями ноутбук, специальная программа, проговаривающая визуальный текст на мониторе, и безграничные возможности Интернета помогают компенсировать потерянное зрение. Сейчас Илья читает книгу "Петр Первый", общается с друзьями "Вконтакте", попутно осваивая клавиатуру. Ведь если он поступит в вуз, писать курсовые по системе Брайля не получится. Илью это не пугает. Среди выпускников КГУ немало юристов и историков из числа воспитанников лаишевского интерната.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Ирина ПЛОТНИКОВА