Вечерняя Казань / № 69-70 (4029-4030) / Горячие материалы / В Казани на грани уничтожения еще один пушкинский дом
Что имеем - не храним
В Казани на грани уничтожения еще один пушкинский дом
Проверку в отношении собственников сгоревшего здания гостиницы Дворянского собрания (ул. Рахматуллина, 6/9) намерены провести сотрудники Прокуратуры РТ и управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу. Управление неоднократно выносило предписания в адрес городских властей и арендаторов - законсервировать памятник федерального значения и обеспечить его охрану. Но добиться этого не помогли даже штрафы.
|
В последние годы о былой красоте дома, построенного в стиле позднего барокко, напоминали лишь витая чугунная лестница да пятиметровые потолки в бывшей бальной зале. Именно там, если верить литературоведам, произошла история, описанная в рассказе Толстого "После бала". Сейчас от постройки XVIII века остались стены.
Первым возгорание заметил Наиль Валиев - директор филиала общества инвалидов Афганистана, которое размещалось в "пушкинском" доме. Наиль позвонил пожарным и разбудил жильцов из трех невыселенных квартир. На тот момент пламя вырывалось лишь из двух оконных проемов и двери, и людям казалось, что за час-два огонь будет потушен. Да и пожарные приехали довольно быстро. Вот только ликвидация ЧП растянулась почти на 40 часов. Вчера, когда номер "ВК" готовился в печать, на месте еще работали два пожарных расчета.
"Заброшенный выселенный дом"
Прогорела и рухнула крыша, а за ней - перекрытия четвертого, третьего, а кое-где и второго этажа. Говорят, трое пожарных чудом спаслись, запрыгнув на подоконник, когда задрожал пол... Защитить от огня удалось лишь соседние здания и первый подъезд самой гостиницы, где проживают три семьи - "заложники" программы ликвидации ветхого жилья. Соседей по дому расселили в 2005 году, а им квартир не хватило. "На бумаге квартиры были, а когда мы приехали смотреть, то оказалось, что там только сваи, наверное, кто-то наши квартиры получил", - говорит Екатерина Лаврентьева. Ее соседку Веронику Эстис больше волнует дальнейшая судьба дома:
- Такое впечатление, что это поджог, и огонь тушат лишь для вида, к тому же против ветра! И пожар все больше разгорается...
Расположение здания - на горе - сильно осложнило работу пожарных. Ветер с Волги непрерывно раздувал пламя, гулял в разбитых окнах, а пожарные со стороны Профсоюзной подобраться не могли - не было проезда. Еще одна помеха - само здание. "Слишком большая площадь, перекрытия деревянные толщиной в метр, пустоты, труха, которая вспыхивает как порох", - объяснил корреспонденту "ВК" начальник Центра управления кризисными ситуациями РТ Сергей Хормушков.
Причину возгорания дознаватели обещают назвать сегодня. Предварительная версия - неосторожность неустановленных лиц в "заброшенном выселенном доме" - именно так в МЧС называют памятник федерального значения. Высшая категория сложности пожару была присвоена после десяти часов тушения - когда сгорела крыша. А чтобы понять, что бывает с историческим зданием без крыши, достаточно вспомнить дом Фукса.
Где хозяева?
По данным управления Росохранкультуры, подвалы здания принадлежат "Миллениум-Зилант-сити", часть помещений - ЗАО "Реставрация", часть - обществу ветеранов-инвалидов Афганистана, основная площадь, за вычетом трех приватизированных жильцами квартир, - собственность города. Как выяснилось после пожара, у исполкома были планы отдать объект на реконструкцию инвестору. Не было инвестора. А еще не было средств на обработку противопожарным реагентом крыши исторического здания, на вывоз мусора, на консервацию здания, его охрану и противоаварийные работы. Об этом свидетельствуют неоднократные предписания Росохранкультуры. В этом году за бесхозяйственное содержание помещений суд наложил штраф на "Миллениум-Зилант-сити".
Охрану здания от бомжей и молодежи, как могли, обеспечивали "афганцы". Гоняя чужих, заколачивая окна и двери, пытаясь не допустить несанкционированный сброс мусора. Несколько лет назад даже нашли инвестора, готового вложиться в реконструкцию, но городские власти не позволили. А вот гостиницу "Казань" инвестору в свое время отдали. И она превратилась в руины. Может быть, гостиницу Дворянского собрания ждет другая судьба. Один пожар она уже пережила - в 1842 году.
- Нас беспокоит рост числа утраченных памятников. Будем проводить проверку и привлекать виновных к ответственности, - сообщил вчера корреспонденту "ВК" прокурор РТ Кафиль Амиров.
"Никому не нужна бесконечная война"
Беззащитность казанских объектов исторического и культурного наследия на фоне бурного строительства ведомственных дворцов в центре города выглядит минимум странно. И наводит на мысли либо об отсутствии продуманной политики сохранения памятников, либо о плановой политике уничтожения. Руководитель управления Росохранкультуры ПФО Дмитрий Мусин согласен с тем, что плачевное состояние гостиницы "Казань", пожар в гостинице Дворянского собрания и застройка охранной зоны Кремля - звенья одной цепи:
- По зданию гостиницы Дворянского собрания мы уже года три добиваемся, чтобы было заключено охранное обязательство со стороны муниципалитета. Сейчас будем проводить проверку, раз стены есть - есть и памятник. По гостинице "Казань" готовим кассационную жалобу в Арбитражный суд РТ (ранее суд не удовлетворил иск об изъятии объекта у его нынешнего собственника. - И.П.), а по Дворцу земледельцев планируем подписать мировое соглашение. Никому не нужна бесконечная война, нужен конструктивный диалог. Главное, мы настояли на том, что охранная зона Казанского кремля останется неизменной.
На кремлевской границе
По информации "ВК", руководство музея-заповедника "Казанский кремль" обращалось в Москву с просьбой пересмотреть охранную зону памятника ЮНЕСКО в сторону уменьшения и вывести спорный объект "за границу", но получило отказ. Надеясь, что новых строек под Кремлем не будет, Росохранкультура перестала настаивать на сносе здания, в которое вложен 1 миллиард федеральных средств. К тому же в проект Дворца были внесены изменения: уменьшен шпиль здания с 22 до 18 метров, сокращено количество декоративных колонн и скульптур землепашцев, усиливающих архитектурную нагрузку. Еще одна рекомендация пока не выполнена: перед Дворцом должен быть разбит парк.
По словам начальника отдела инвестиционной политики МСХ РТ Ильдара Гафурова, в процессе строительства было решено отказаться от атриума - внутреннего дворика в здании, а также от возведения причала - слишком затратно. Зато для работников и гостей министерства в четырехэтажном здании запустили вертикальный транспорт - лифт.
Сегодня в Арбитражном суде РТ на очередном заседании по делу о правомерности строительства здания Минсельхозпрода РТ должно было состояться примирение сторон. Однако, по информации "ВК", текст соглашения пока не готов.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Ирина ПЛОТНИКОВА