Вечерняя Казань / № 73 (4033) / Образование / "Малый" ЕГЭ стал большой проблемой

Эксперимент на детях

"Малый" ЕГЭ стал большой проблемой

Вчера до позднего вечера девятиклассники из Казани и других городов республики штурмовали апелляционную комиссию. Ученики, их родители и педагоги недовольны результатами итогового экзамена по математике. В порядке эксперимента в Татарстане сдавали его в форме "малого" ЕГЭ. И получили очень много двоек.

По предварительным данным, на "три" математику сдали почти половина девятиклассников в Татарстане, на "два" - каждый пятый, или 22 процента, сообщили "ВК" в Минобрнауки РТ. На "отлично" знают этот предмет лишь 10 процентов, на "хорошо" - 29,5. На этом фоне результат соседей из Марий Эл - 7 процентов "двоечников" - можно считать весьма хорошим... Сами девятиклассники, которые вчера собрались в коридорах республиканского центра на Социалистической, в ожидании своей апелляции рассказывают: у кого по пять двоек в классе, у кого по восемь. Есть и рекордсмены.

- В нашем классе из 33 человек 22 получили "неуд", - сообщил ученик одной из казанских школ. - Нам педагоги-организаторы сказали, что нужно сосредоточиться на решении второй и третьей части заданий, а первая - самая легкая...

Как удалось выяснить, столь печальный итоговый результат отчасти объясняется особенностями компьютерной программы, разработанной "федералами". Первым делом машина проверяет часть А, и если в ней ребенок набрал не больше 7 баллов - уровень "двойки", следующие части она просто не проверяет... По мнению чиновников от образования, в какой-то степени такой подход оправдан: если ребенок не решил часть А, он не владеет элементарными знаниями и не способен справиться с более сложными заданиями. Однако проверка показала - еще как способен! Кстати, марийским школьникам повезло в том, что их результаты считали не по федеральной, а по местной программе.

Вчера всем техническим "двоечникам", приехавшим на апелляцию, объяснили, в чем заключается проверка: если решение части В потянет хотя бы на два балла, то оценку исправят на "тройку". "Такой стресс для детей, вон у меня один стоит - весь белый, пришлось валидол давать", - сказала корреспонденту "ВК" классный руководитель из казанской школы №8. Сам подросток считает экзаменационную двойку случайностью, говорит, раньше получал лишь четверки и тройки: "Мы сдавали экзамен в школе №151, и нам никто не объяснил, что главным было решить именно часть А...".

У тех, кто недоберет баллов и после пересчета, будет возможность сдать экзамен по математике в традиционной форме. Сотрудники минобрнауки ситуацию пока не комментируют, но вспоминают высказывание министра Альберта Гильмутдинова о том, что плохие результаты ЕГЭ-2009 в Татарстане были обусловлены самой высокой объективностью. В случае с девятиклассниками эта объективность отразилась на шкале оценок. В ряде регионов уровень "двойки" подняли до 9 - 10 баллов. А Татарстан последовал рекомендациям Рособрнадзора и остановился на семи баллах.

Ссылки на суперобъективность хороши, если забыть, что в 2008 году, когда татарстанские выпускники сдавали ЕГЭ по математике, результат экзамена был еще более шокирующим: 29 процентов двоек. Правда, такая же ситуация тогда сложилась по всей стране и со временем выравнялась. Уроки нынешнего эксперимента на девятиклассниках еще предстоит усвоить... И кстати, в казанском лицее им. Лобачевского, по словам директора Елены Скобельцыной, 70 процентов девятиклассников сдали математику на "отлично": "Даже троечники получили пятерки и говорили, что задания легкие, на весь лицей получилось три двойки, но у тех ребят, которые их легко смогут пересдать...".

Вчера же в Татарстане обнародовали предварительные результаты ЕГЭ по русскому языку, который сдавали учащиеся 11-х классов. Здесь цифры радуют. Вдвое - с 20 до 40 человек в сравнении с прошлым годом выросло количество выпускников, набравших максимальные 100 баллов. А количество "двоечников", напротив, почти вдвое сократилось - с 1700 до 907 человек (3,5 процента). Причем эта цифра еще может измениться - после пересдачи экзамена 19 июня.

Столь резкий взлет успеваемости заставляет задуматься, неужто всего за год качество образования в школах республики удалось-таки поднять на качественно новый уровень?.. Очень хотелось бы в это верить. Смущает лишь одна деталь - высокая неявка: на экзамен по русскому заявлялись 26921 человек, а пришли на 1102 человека меньше. Говорят, что это ребята из профучилищ и колледжей сначала надумали сдавать, потом передумали. Действительно, зачем картину успеваемости портить...

Ирина ПЛОТНИКОВА