Вечерняя Казань / № 75-76 (4035-4036) / Горячие материалы / Слишком много букв

Деньги из воздуха

Слишком много букв

Казанская мэрия взялась за инвентаризацию букв, которых на улицах города развелось видимо-невидимо. Некоторые из них, видимо, разводятся с целью информации горожан и гостей столицы о том, что находится в определенном здании, но в мэрии обнаружили, что под этой невинной видимостью таится невидимая реклама... А реклама - она может быть двигателем торговли, может не быть - это ее личное дело, но вот источником пополнения бюджета она быть обязана.

"Сейчас идет инвентаризация средств наружной рекламы и информации по маршрутам следования к объектам Универсиады, - рассказала "ВК" начальник Управления наружной рекламы и информации (УНРИ) исполкома Казани Ирина Дябилкина. - Никогда раньше такой инвентаризации не проводилось, а ведь есть очень старые вывески, еще с 90-х годов..."

...В компании, занимающей собственное здание на ул. Н. Ершова, об инвентаризации не знали, а ее продукт привел администрацию в изумление. Продукт назывался "Предписание на демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции". Рекламой специалисты УНРИ сочли буквы НИИНЕФТЕПРОМХИМ на крыше здания (таково, собственно, наименование этой компании). А поскольку эти буквы появились еще чуть не при советской власти, а УНРИ тогда не только не выдавало разрешений на размещение рекламы, но и вовсе не существовало, то какой могли счесть в УНРИ эту конструкцию, как не "самовольно установленной"!

Рекламисты утверждают, что реклама - материя очень сложная (такое их утверждение тоже можно счесть рекламой их собственных услуг). Но ее можно определить и довольно просто, что и делает федеральный закон "О рекламе": это информация, адресованная неопределенному кругу лиц (т.е. любому и каждому) и направленная на привлечение внимания к какому-либо товару или услуге. Чтобы объект рекламирования был как можно шире востребован.

А теперь скажите, не глупо ли было изумиться тому, что вышеприведенный выразительный набор букв - не что иное, как реклама? Да любой прохожий как зацепит случайно взглядом надпись "НИИНЕФТЕПРОМХИМ", так его сразу рекламным обухом и огреет. "Ба, голова садовая! - воскликнет немедленно этот неопределенный круг лиц. - Ведь жена предупреждала, что у нее кончается масло-водорастворимый деэмульгатор для обезвоживания и обессоливания высоковязких и смолистых нефтей!.. Чуть не забыл купить!" Ну как же не реклама!

А сколько букв на других зданиях города! Увидев по соседству с "НИИНЕФТЕПРОМХИМ" вывеску "Северо-Западные МН", любой захочет хоть на последние деньги, но отправить что-нибудь на северо-запад по магистральному нефтепроводу. Кто же не знает, что МН - это магистральные нефтепроводы...

Просто "М"?.. Как же, как же: вызывает желание разок-другой проехаться на метро, что приносит доход метрополитеновой компании. А если бы не эта буква, никто не воспользовался бы их услугами, потому что фиг бы это метро нашел - оно же под землей!

А уж про вывеску "МЖ" и спорить не приходится. Ассоциируется она с определенной услугой, пользующейся спросом у неопределенного круга лиц? Смешно даже сомневаться: спрос устойчивый и притом в отличие от всякого другого всегда платежеспособный. Стало быть, явная реклама.

Да в этом ракурсе вообще все буквы, обозначающие учреждения, в пользу которых гражданин может расстаться со своими деньгами, - реклама.

Буквы, складывающиеся в название банка (да вон из окна редакции видна крыша "Ак барс банка" - там такого размера буквы, что за километр разглядишь), несомненно, будят в гражданах желание немедленно сдать деньги в кассу. Опять же, едва завидев буквы "БОЛЬНИЦА", любой грамотный человек заранее готовит деньги. О буквах "АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА", "МИЛИЦИЯ" или, скажем, "СУД" даже говорить стесняюсь, дабы не подорвать саму базу бескомпромиссной борьбы с коррупцией...

Хорошо еще, что буквы "кабинет министров" или "президент" на соответствующих зданиях небольшие и в глаза не бросаются. А то в исполкоме Казани и их, пожалуй, сочли бы рекламой! И принципиально потребовали бы либо убрать вывески, либо запросить на нее разрешения у мэрии. Представьте только, сколь благотворно отразилось бы это на поступлениях в дефицитный бюджет города...

Но какова все-таки была реакция получателя предписания на предложение осуществить демонтаж своей "рекламной конструкции - крышной установки". Говорят, только посмеялись: пусть-де УНРИ подает в суд. Уж суд-то, мол, учитывая формулировки закона о рекламе, вряд ли согласится с мэрией, что информация о названии организации и есть реклама. Тем более что это неоднократно подтверждено практикой и специальным разъяснением Высшего арбитражного суда РФ. Но ведь судиться обойдется вряд ли дешевле, чем заплатить 3 тыс. рублей за разрешение...

Правда, до того как получить разрешение (а может быть, и отказ в разрешении), нужно еще представить в УНРИ "дизайн-проект", и не какой-нибудь, а "установленной формы". А "дизайн-проект", в свою очередь, необходимо предварительно согласовать в полдесятке мест (так что с такими разработкой и согласованием, как любому опытному ходоку по казанским инстанциям, понятно, справится далеко не всякая фирма). А к заявлению о выдаче разрешения кроме четырех официально определенных документов могут потребоваться и "другие документы по усмотрению Управления наружной рекламы и информации, касающиеся территориального размещения, внешнего вида, технических параметров"... Словом, вполне возможно, что даже судебный процесс - и тот выйдет подешевле.

Между тем предписаний демонтировать "самовольные" вывески в Казани выдано уже около тысячи. Если по пути получения разрешений пойдут все - это около 3 млн рублей пошлины для поддержки городского бюджета. А на долю тех, кто разрабатывает и согласовывает дизайн-проекты строго утвержденного мэрией образца, без сомнения, достанется еще большая сумма...

На деле платить станут, конечно, не все, но даже если через одного - и то неплохие деньги. Впрочем, начальник Управления наружной рекламы и информации Ирина Дябилкина сообщила "ВК", что из получивших предписание о демонтаже большинство все-таки предпочитает "узаконить" свои вывески путем получения разрешения.

На просьбу раскрыть загадочный рекламный контекст сочетания букв вроде "НИИНЕФТЕПРОМХИМ" г-жа Дябилкина заметила: "Очень трудно разделить информацию и рекламу, это очень тонкая грань!". Но, к счастью, специалистам УНРИ и не приходится особо углубляться в эти тонкости. Ведь им в помощь кроме федерального закона "О рекламе" Казанская гордума издала "Положение о порядке размещения средств наружной рекламы и информации на территории города Казани". Это положение в отличие от закона ввело "разрешительный" механизм размещения не только рекламы, но и обычных информационных вывесок. Правда, на последние в Казани требуют не "разрешения", а всего лишь "согласования", а его-то выдача бесплатна... Ну, если не считать, что "дизайн-проект" и "другие документы по усмотрению..." нужны и в этом случае.

Но все это - исключительно ради эстетики городской среды! А то, бывает, здания в этой среде возводят сами знаете какие, да еще и без полного пакета необходимых документов - так пусть хоть вывески будут эстетичные и законные.

Марина ЮДКЕВИЧ