Вечерняя Казань / № 77 (4037) / Образование / Родной язык до Казани доведет

Культурные связи

Родной язык до Казани доведет

Остаться учиться в Казани, вернуться в Китай или уехать в Америку - эту непростую, как выяснилось, задачу должны решать сегодня 26 китайских татар. На днях они заканчивают подготовительные курсы в КГУ, на которые приехали по приглашению Всемирного конгресса татар.

Композитор Масхуда Шамсутдинова в начале июня
на несколько дней приезжала из США в Казань,
чтобы записать колыбельные тюркских народов.
Уйгурскую колыбельную ей спела Марфуга Хасанова.
Диск с записями композитор планирует выпустить в США.

Студентов из Китая учили русскому, чтобы они могли поступить в российские вузы, и татарскому - для души. Отправляя детей в Казань, родители: ученые, преподаватели, врачи и даже генерал китайской армии - благословили их на то, чтобы выучили родной язык, нашли в Татарстане родных и привезли домой горсть земли предков. Студенты побывали в татарских деревнях, Конгресс татар и фонд "Джиен" устраивали для них фольклорные праздники, водили в музеи. Однако накануне последних экзаменов кое-кто из родителей готов забрать детей домой...

Генерал китайской армии - военный врач и мать одной из студенток по имени Лала - решила увезти свою дочь-красавицу из России. "Здесь татары все равно не говорят по-татарски", - сказала она ей. А сами деликатные гости в разговоре с корреспондентом "ВК" признались, что, на их взгляд, "местные мужчины немного грубы, а девушки не стесняясь курят в общежитии и пьют". В это общежитие я и поехала.

...Приветливых и веселых девушек я застала на кухне. "Ой, общагу спалите!" - визжали местные девочки, а китаянки, улыбаясь в ответ, варили, тушили и жарили на очень сильном огне в очень больших кастрюлях. И не какие-нибудь там пельмени, а овощи и разноцветные травы: это китайская традиция! Но, когда я открыла книжку об истории татарской иммиграции и просвещения, наперебой начали объяснять мне: "Это мой дедушка! А это мой!". Они рассматривали книгу как семейный фотоальбом, и, хотя говорили на смеси тюркских языков, в их речи уже ощущались плоды труда казанских педагогов. Однако, когда что-то заскворчало, кинулись к плите и заговорили на китайском.

Среди потомков татарских просветителей эти девушки - первое поколение, для которого китайский язык практически родной. Говорят, хотели научиться хорошо говорить на татарском здесь, но оказалось, что и в Казани не все татары понимают родную речь.

Когда-то Уйгуро-Синцзянский округ, где живут эти студенты, китайцы звали "западным краем". Ходили туда в походы за "небесными конями", считали, что в этих-то конях и заключена тайна воинских побед тюркских народов. Китайцы с ними и воевали, воздвигая Великую стену, и создавали общие государства с правителями-тюрками. Впрочем, это все преданья старины далекой, а нынешние татары стали заселять эти земли с конца XIX века. Приезжали по торговым делам и оставались - вдали от политических волнений, которые начинали раздирать Россию.

- Землю под наш город у китайцев выкупили купцы, - рассказал мне Миркасым Усманов. Профессор КГУ, он тоже родом из Китая. Приехал в Советский Союз только в начале хрущевской "оттепели", женился и остался здесь навсегда.

По его словам, проект застройки купцы заказали русскому инженеру-иммигранту, и поэтому его улицы получились прямыми и широкими. Это, оказывается, очень удивляло местных жителей: уйгуров, казахов и киргизов. А еще больше их смущало, что окна домов смотрят на улицу...

По этим прямым улицам будущий профессор Казанского университета Миркасым Усманов бегал аж в три школы! Их было много, потому что, даже став китайской, эта земля по-прежнему оставалась какой-то "спорной". Сначала мальчик ходил в татарскую школу. Она содержалась на деньги купцов, преподавал в ней даже знаменитый просветитель Абдулла Буби. Потом бегал в русскую гимназию, созданную белогвардейцами-иммигрантами, и еще немного - в Сталинскую, которую открыло в Китае Советское консульство.

- Сталинская не понравилась мне совсем, - говорит профессор, - хотя мы, купеческие дети, "Чапаева" смотрели по 20 раз и поэтому считали себя практически комсомольцами!

Просто иммигранты, сочувствуя коммунистам, не предполагали, что станут разменной монетой в их политической игре, утверждает профессор Усманов. Когда тюркоязычные народы подняли восстание, требуя от Китая политических свобод, Советский Союз поддержал их. Но как только к власти там пришли коммунисты, тут же "выменял" на свой интерес: китайцы не стали покушаться на Монголию, оставив лидерство за СССР, а взамен получили право "очистить" западные земли от татар и русских, переселив их в Россию или куда те сами захотят.

- Так число татар в Китае и уменьшилось в несколько раз, - говорит профессор. - Тех, кто остался, лишили частной собственности. Содержать школы стало не на что. Родители же "китайских" студентов, которые сейчас учатся в Казани, стали первыми татарами, окончившими не свои школы, а китайские или уйгурские. И первыми, у кого начались смешанные браки.

..."Моя мама - киргизка", а "мой папа - уйгур", - объясняют мне девушки, не отрываясь от плиты.

- Зато нам можно рожать не одного ребенка, а двоих и даже троих, если муж, как и мы, будет представителем национального меньшинства, - уточняет зеленоглазая Марфуга, наполовину тоже уйгурка.

Кстати, несколько лет назад татарская община Китая обратилась в Госсовет РТ: дескать, хотели бы переехать сюда и заниматься овощеводством. Причем так, чтобы одна группа жила в деревне и выращивала овощи, другая - их перерабатывала, а третья - поселилась в Казани и открыла там рестораны, в которых эти овощи бы готовила. Проект в республике вроде одобрили. Но он почему-то не пошел...

- А я бы очень хотела и сама здесь учиться, и перевезти мужа с ребенком, - говорит Марфуга. - Мой муж - преподаватель Пекинского университета - знает язык урду (один из языков Индии), фарси, английский и уйгурский, но татарской крови в нем нет совсем. Как вы думаете, поможет ли Конгресс татар перевезти его сюда, хотя бы на время учебы? Если да, тогда счастливее меня не будет. Здесь продукты стоят дороже, чем у нас, в Китае, и жизнь сложнее, но вы не представляете, какое это счастье жить на Родине, слышать родную речь и научить ей своего ребенка.

На раздумья у студентов осталась всего пара дней. Кто-то думает об Америке, где тоже много татар, особенно китайских. А красавица Лала уже решила, что уедет в Канаду. Там живет ее брат, преподает в университете.

Айгуль ШАРАФИЕВА