Вечерняя Казань / № 78 (4038) / Культура / Негромкий подвиг "Женщин 41-го"

Премьера

Негромкий подвиг "Женщин 41-го"

65-летию Великой Победы посвятили в Камаловском театре премьеру спектакля "Женщины 41-го". Драму Заки Зайнуллина поставили режиссер Фарит Бикчантаев и художник Сергей Скоморохов.

"С началом войны самые тяжкие беды-горести упали на плечи молодых, красивых, трудолюбивых, уже успевших пожить с мужьями и познавших радость материнства, по-своему счастливых женщин, - объясняет идею пьесы Заки Зайнуллин. - Мужья ушли на фронт, многие из них никогда не вернутся. А жены, прижавшие к своей груди босоногих детей, остались дома, в страшной схватке с нуждой и голодом, растя их на радость отцам, которым повезет уцелеть в горниле войны, в память о тех, кто уже никогда не вернется. Я своими глазами видел этих женщин. Я рос вместе с их босоногими мальчишками и девчонками... И если не я, то кто воспоет их негромкий подвиг"

Заки Зайнуллин - полковник в отставке, в период с 1995-го по 2001 год был лидером Всетатарского общественного центра. А еще он доктор технических наук и успешный писатель - лауреат литературных премий имени Гаяза Исхаки, Акмуллы, Хади Атласи и Ильдара Юзеева. Его пьеса "Женщины 41-го" появилась благодаря режиссеру Празату Исанбету. Исанбет прочел повесть Зайнуллина "Сквозь холмы" и посоветовал автору написать по ней пьесу.

Действие спектакля разворачивается в деревне. Шесть женщин, которые совсем недавно проводили своих мужей на фронт, узнают, что на войну их супруги еще не отправились - они находятся в нескольких километрах от родного аула, и им нечего есть. Чтобы спасти от голода, а заодно и повидаться с любимыми, сердобольные женушки собираются разыскать их. Приготовленную еду они складывают в телегу, а вот лошадь им никто не дает. Женщины сами везут тяжеленную арбу...

Долгое и изнурительное путешествие, наблюдать за которым утомительно, показано в спектакле довольно изобретательно. На движущейся по кругу площадке сцены установлена конструкция в форме угла из двух огромных плоскостей. Эта конструкция похожа на гигантскую раскрытую книгу. По этой "книге" и везут свой воз женщины. При этом она не только вращается, но еще и качается: плоскости ее "страниц" периодически (от веса арбы и актрис) падают на сцену...

Путешествие женщин перемежается эпизодами их воспоминаний. Эти воспоминания - не монологи актрис, а театрализованные сценки. Они разыгрываются у застывшей "книжной" конструкции, которая каждый раз принимает различные формы и обыгрывается при помощи бутафории то как деревенский двор, то как комната избы... В этих сценках - истории первых свиданий женщин со своими будущими мужьями и признаний в любви.

Финал спектакля трагичен. Женщины не успевают встретиться со своими любимыми: появляются в назначенном месте ровно в тот час, когда их мужей увозит на фронт поезд.

Говорить об актерских удачах в спектакле с таким трагичным и тягучим сюжетом, с таким большим количеством действующих лиц, по-моему, пока рано. Для камаловцев, складывается такое ощущение, сюжет пьесы Заки Зайнуллина еще не стал своим, пережитым опытом. И пока зрительское сочувствие вызывают актеры, которым трудно и неуютно в предполагаемых обстоятельствах, а не герои спектакля, которым все было по плечу.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА