Вечерняя Казань / № 80 (4040) / Горячие материалы / Халяль, сэр!

Окно в Россию

Халяль, сэр!

Вчера в Казани начал работу 2-й Международный саммит исламского бизнеса и финансов "KAZANSUMMIT 2010". Исламские институты представляли структуры Исламского банка развития и особо тепло встреченный присутствующими постпред России в Организации Исламская конференция Камиль Исхаков. Из Москвы прибыли представители Минэкономразвития РФ и Клуба православных предпринимателей, а из Европы - посол Люксембурга в РФ и два британских лорда-мусульманина.

Картинка с выставки

Двумя днями раньше, в субботу, в НКЦ "Казань" стартовала 1-я Международная выставка-ярмарка халяльной продукции. Некоторые полагают, что халяль - это то, что разрешено есть мусульманам. На самом деле это то, что им разрешено есть, пить, носить на себе, а также то, в чем им можно жить, то, в чем можно держать деньги... На открытии выставки глава ДУМ РТ Гуcман Исхаков рассказал притчу: мол, один человек молился, молился, а Аллах не принимал его молитвы, потому что все, что ел этот человек, было не "халяль", а, наоборот, "харам", и все, что на нем было надето, тоже было "харам". И в результате он оказался в аду. А халяль - это образ жизни претендента на место в раю.

Например, достаточно было лишь взгляда на автомобили, в которых прибыли на выставку официальные лица, чтобы догадаться: Mercedes, BMW и Porsche - несомненно, халяль. (Может быть, их можно даже считать модернизационными воплощениями того самого сверкающего коня Бурака, который в мгновение ока переносил пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим, неподвластный дорожным пробкам.)

Апа с рюкзаком на колесиках следует мимо этих примет жизни в стиле халяль, похоже, даже не догадываясь об их сакральном смысле. Судя по объему рюкзака, бабушкиной пенсии за июнь предстояло в кратчайшие сроки целиком воплотиться в халяльные колбасы и прочую снедь первой необходимости, а может, даже и в халяльный тортик, если пенсия повышенная. В крайнем случае попробовать можно бесплатно.

"И это тоже халяль?!" - торможу перед одним из экспонатов - пластиковым окном ведущего европейского производителя (название не скажу: бесплатная реклама согласно федеральному законодательству есть смертный грех). Продавщица объясняет, что фирма-продавец принадлежит мусульманину, и приобрести место на выставке ему предложили организаторы, так что уж, наверное, этот европейский пластик - халяль не менее всякого другого.

Кстати, о рекламе. Циничные люди-рекламисты считают, что обобщенному бренду "халяль" для раскрутки не помешал бы легкий скандальчик. И таковой, надо же, возник прямо к выставке (выражаясь в духе религиозной толерантности: как яичко к Христову дню)! Компания "Эссен Продакшн АГ" (торговая марка "Махеевъ") направила в УФАС по РТ заявление с просьбой запретить Казанскому жиркомбинату (давний конкурент "Махеева") маркировать свой майонез словом "халяль": нехаляльных по своему составу майонезов не бывает-де в принципе... И вот результат: до разбирательства еще не дошло, а "халяльный" продукт КЖК уже привлек особое внимание на выставке.

"Это не шокер! - раздраженно вскрикивает представитель московской фирмы Игорь Андрейченков, едва я, ойкнув, замечаю на его стенде прибор под названием "электропогонялка для скота". - Замучили уже, не шокер это!" Оказывается, царящая на выставке атмосфера благостности достигла столь густой концентрации, что посетители через одного выражают г-ну Андрейченкову протест против жестокого обращения с животными, которым предстоит стать украшением халяльного стола...

- А это все у вас халяльное?

- Да-а-ма... - он вздыхает устало, - халяль определяется процессом переработки пищевого продукта, его составом... А как может быть электрооборудование халяльное?! А сталь как может быть халяльная?! Вот эти ножи - лучшие ножи для разделки мяса! - из немецкой, американской стали. Вы хоть представляете, сколько они будут стоить, если огромный концерн будет выпускать отдельную партию стали по каким-то особым принципам?!

"Аполитично, - говорю, - рассуждаете! И как только вас пустили на такую выставку..." - "Как это "как пустили"?! Нам предложили оплатить участие, мы оплатили, и - вэлкам!" Ну, москвичи, ничего святого. Поищу кого-нибудь более ортодоксального с виду.

Вот представитель фирмы из Узбекистана - подходяще... "Эти ножи, - объясняет, - у нас с 15-го века используют для резки скотины. Пичак называются. Считается, что эту форму придумал эмир Тимур". "А сертификат, что это халяльное изделие, есть у вас?" - спрашиваю. "Что нож - халяль?! - продавец удивленно задумывается. - Нет, такого - нет... Есть сертификат, что это не холодное оружие".

Да мы, похоже, даже Узбекистан перехалялили!

Впрочем, тут, похоже, не без прагматичной идеи приспособить идеологию к работе на нужды экономики. Как заявил на открытии выставки глава Минсельхозпрода РТ Марат Ахметов, "в одной только Российской Федерации проживает более 20 млн мусульман, а, по прогнозам, через десяток лет доля мусульман во всем мировом населении составит 30 процентов".

- Представьте, - предложил он, - какой простор для халяль-индустрии!

То есть речь идет не более и не менее как об огромном рынке сбыта продукции. И притом о рынке суперустойчивом: поскольку традиционные религиозные постулаты крайне малоподвижны, постольку производителей "разрешенных" товаров не мучит вечный кошмар остальных компаний, что товар, модный сегодня, завтра не будет иметь спроса. Только скажи: "Халяль!" - и будь это хлеб или газонокосилка, спрос обеспечен (а уж если вдобавок про другой товар того же назначения удастся шепнуть, что это, мол, "харам", так еще и с конкурентом покончено). Причем одно направление этого рынка Татарстан, считай, застолбил: в воскресенье в районе аэропорта "Казань" был официально открыт транспортно-складской узел для работы с халяльными товарами - первый "халяль-хаб" на территории СНГ.

Вчера на официальном открытии "KAZANSUMMIT 2010" главным по продолжительности и по значению стало выступление Махатхира Мохамада. Он был премьер-министром Малайзии в 1981 - 2003 гг., когда эта слаборазвитая аграрная страна и превратилась в одного из "азиатских тигров". Стиль его правления был специфическим, в частности, всю вину за азиатский кризис 1997 года он удачно возложил на своего министра финансов, и в отношении того было возбуждено уголовное дело по фактам не только коррупции, но и мужеложества. Последнее обвинение, к счастью для экс-министра, было снято судом, так что отсидел он всего лет шесть. Словом, на примере Малайзии видно, сколь отличаются "азиатская демократия" от "европейской"... Однако именно г-н Мохамад в своем вчерашнем выступлении в Казани сделал замечание, актуальное в применении к нашей стране.

- Мы всегда помним опыт русской революции, - сказал он. - Разрыв в уровнях благосостояния разных групп населения тогда привел к революции. Мы учитываем этот опыт. Это действительно очень опасно, когда богатые процветают, а бедные беднеют... Необходимо сузить существующий разрыв.

Его страна имела много уроков, меняясь в соответствии с изменением мира, но этот урок - необходимость "распределения благосостояния среди разных групп населения" - Махатхир Мохамад назвал "главным уроком". Как-то так получается, что наши уроки другие помнят лучше нас...

Марина ЮДКЕВИЧ