Вечерняя Казань / № 81 (4041) / Авто / Мото / Автохлам буксует в очереди

Второй пошел!

Автохлам буксует в очереди

Госэксперимент по стимулированию утилизации автохлама продолжается. 20 июня у российских дилеров закончились свидетельства об утилизации старых авто, дающие право на получение 50 тысяч рублей от государства на покупку новой машины. А 22 июня дилеры продолжили распечатывать свидетельства: правительство выдало 10 млрд рублей под очередные 200 тысяч, и начался второй этап эксперимента.

Вчера на брифинге в кабмине журналистам рассказали об итогах реализации в Татарстане первого этапа программы утилизации автохлама. Его планировали растянуть на восемь месяцев, а завершили через четыре. Но завершили не вполне: согласно официальной статистике, из выданных на территории Татарстана с 8 марта по 20 июня 7579 свидетельств об утилизации "отоварены" лишь 5098.

Участники брифинга - представители минпромторга, фирм-дилеров и утилизаторов - обнародовали цифры, свидетельствующие, как было подчеркнуто, "о наличии большого интереса населения к этой программе". А наибольший интерес народ, естественно, испытывает к дешевым моделям автомобилей из вазовского семейства LADA - они составили 87 процентов проданных по программе утилизации машин.

Впрочем, кое-кто из тех, кто купил по программе утилизации "Лады" и "Калины", возможно, не отказался бы и от бюджетной иномарки. Но, как сообщили на брифинге, дилеры, представляющие более или менее сопоставимые по цене с той же "Ладой" Chevrolet и Kia, отказались от участия в программе. Якобы по причине отсутствия у них таких машин либо отсутствия спроса на них в силу дороговизны...

Свидетельства об утилизации многие граждане получили еще в марте, а новые машины неизвестно когда увидят. Как сообщили корреспонденту "ВК" в минпромторге, сейчас, например, АвтоВАЗ никак не может отправить в Татарстан партию "Калин" - стоит вся партия в цехах без фар... "Мы свои обязательства перед АвтоВАЗом выполнили, - подчеркнула ведущий советник минпромторга Наталья Порфирьева. - Нижнекамскшина увеличила объемы поставок шин".

Вазовские дилерские центры уже давно обслуживают клиентов в соответствии с предварительно заключенными договорами. Что и хорошо - гарантия получения автомобиля есть, и плохо - если клиент захочет переметнуться к другому дилеру за другой машиной, он из 50 тысяч рублей (а за вычетом стоимости утилизации - 47 тыс.) потеряет еще 10 тысяч, внесенных при заключении этого самого предварительного договора.

Правительство Татарстана спешно расширило дилерскую сеть АвтоВАЗа и договорилось об увеличении вдвое поставок машин - до 3 тысяч. Но это не помогло, очередь продвигается медленно. И еще оказалось, что множество людей заняло очередь в дилерских центрах не с марта, когда программа утилизации автохлама стартовала официально, а чуть ли не с декабря. Порфирьеву это не удивляет, мол, дилеры, которые знали заранее, что будут участвовать в программе, дали рекламу - вот желающие и откликнулись. Но с точки зрения граждан, узнавших о программе через СМИ в марте, это все-таки не здорово. Представьте: пришли вы к дилерам в объявленный срок и обнаружили, что впереди вас тьма народа записана. Запись в очередь за товаром, которого еще нет в природе и который, по официальным данным, неизвестно когда и куда завезут, даже по меркам советских времен всеобъемлющего дефицита выглядит, мягко говоря, странно.

...К середине июня предприятиями-разборщиками в Татарстане было собрано и передано на переработку 2853 тонны лома черного металла и утилизировано свыше 280 тонн резины, пластмасс, стекла. Почти 2,5 тысячи граждан, чьи автомобили давно пошли на лом, все еще ждут новых машин...

Инна СЕРОВА