Вечерняя Казань / № 83 (4043) / Образование / Учителя разделятся на "наших" и остальных

Стратегия образования

Учителя разделятся на "наших" и остальных

У советских учителей была в ходу шутка: кто может учить детей - учит, кто не может - учит учителей, а кто и того не умеет - сочиняет методические указания. С тех пор система образования ушла далеко вперед, и сочинение скромных методичек уже не прельщает никого:подготовлен к принятию проект глобальной Стратегии развития образования в РТ на 2010 - 2015 гг.

Признанному стратегу Отто фон Бисмарку приписывают мысль о том, что важнейшее сражение одной полузабытой (нашими школьниками) войны выиграл прусский школьный учитель. В смысле, что именно учитель - ключевая фигура для нации. Вот и в проекте татарстанской Стратегии, которая должна привести к полной и безоговорочной победе модернизации в образовании, направлением главного удара признана подготовка и переподготовка учительских кадров. Побеждать планируют не числом, а финансированием.

С числами у нас в образовании - вообще как-то не очень (недаром хуже, чем ЕГЭ по математике, в Татарстане сдают только ЕГЭ по родному языку Бисмарка). Ежегодно примерно каждый 25-й учитель покидает школу навсегда, причем это отнюдь не пенсионеры: доля учителей-пенсионеров за один лишь прошлый год выросла более чем на 4 пункта - до 12,4 процента. А доля тех, кто после вуза и педтехникума идет работать в школу, за это же время сократилась с 49 до 33 процентов, но, по статистике, лишь примерно половина из них, придя в школу, в ней остается...

Притом в 2009 году выпуск педкадров в Татарстане превышал реальную потребность в них в 3,8 раза, а если все пойдет прежним порядком, то к 2012 году перепроизводство достигнет уже 5,9 раза! Ошибки такого масштаба - уже не математические, а стратегические.

О простых решениях - например, радикально сократить набор в вузы педагогического профиля и тем повысить конкурс среди абитуриентов, чтобы студентами стали более успешные и более мотивированные на работу педагога, - в Татарстане и речи идти не может. На что тогда городили любимое детище - ТГГПУ?!

Нет, нормальные стратеги всегда идут в обход. Минобрнауки РТ в своей Стратегии исходит из того, что, во-первых, количество действующих учительских ставок должно снижаться (потому что теперешняя нехватка учителей у нас вызвана в числе прочего тем, что в Татарстане самое малое среди регионов-соседей количество учеников на одного учителя, а это "экономически не эффективно"). И можно с уверенностью сказать, что "во-первых" произойдет само собой: часть действующих учителей сами хлопнут дверью родной школы, как только сработает "во-вторых". Ведь следующий пункт татарстанской Стратегии планирует, что среди общей учительской массы появятся "Наши новые учителя", чья зарплата будет вдвое превышать среднюю учительскую.

Приоритетный кадровый проект "Наш новый учитель" предполагает, что зарплата "нашего" учителя без стажа работы поначалу составит 17,3 тыс. рублей (среднеотраслевая по итогам прошлого года - 8,7 тысячи). В последующие годы она будет расти так, чтобы всегда быть на 10 тыс. рублей выше зарплаты остальных учителей. Для них будет резервироваться и приоритетное место в соципотеке.

Общая стоимость программы "Наш молодой учитель" - 908 млн рублей. Эти элитные войска разворачивающегося сражения за самую современную - татарстанскую систему школьного образования - предполагают набирать из числа "молодых кандидатов наук" и "лучших 15 процентов выпускников вузов". Первая сотня "Наших новых учителей" должна появиться уже в текущем году, а к 2015 году их должно стать уже полторы тысячи.

Правда, всего учителей в Татарстане к тому времени будет 26,8 тысячи (это при условии, что сбудется "оптимистический", по определению Минобрнауки РТ, прогноз - при "пессимистическом" их останется 31,3 тысячи, а сейчас налицо 39,6 тысячи). Так что на одного "нашего нового" будет приходиться 18... ну, в общем, тоже наших, но "старых".

А теперь представьте это мирное сосуществование 18 учителей, имеющих обычную зарплату, с новичком, имеющим зарплату вдвое большую... Представили? Так что если "новый учитель" вдруг окажется не родственником начальника райотдела образования, а действительно талантливым "ботаником"-кандидатом наук, то ему стоит посочувствовать: дружный коллектив его не забудет. Отсюда вывод: будущую "элиту" татарстанского образования стоит искать исключительно в семьях нынешней административной "элиты", чтобы бедняг не съели закаленные аборигены школьного материка.

Впрочем, аборигенам Стратегия тоже дает шанс стать "нашим". Это программа "Наш действующий учитель". 15 процентов педагогов, чьи ученики показали "лучшие результаты сдачи тестов", будут получать по 13 тыс. рублей в месяц.

А почему, спросит внимательный читатель, определяющими являются результаты сдачи неких "тестов", если главным результирующим показателем эффективности системы образования являются результаты сдачи ЕГЭ?.. О, это решение, достойное стратега бисмарковского масштаба! Все дело в том, что ЕГЭ по татарскому языку все-таки нет, а согласно татарстанской Стратегии больше всего этих 13-тысячных зарплат должно приходиться именно на преподавателей татарского.

Стратегическая пропорция на следующий год такова. "Наших" среди действующих учителей будет 2060 человек, среди них 340 учителей четвертых классов, 520 учителей русского языка, 450 учителей математики и 750 учителей татарского языка. Они и получат доплаты "за эффективность".

Марина ЮДКЕВИЧ