Вечерняя Казань / № 88 (4048) / Городские новости / Нетрудовые мигранты, или Попрошайничество в законе

Назойливый менталитет

Нетрудовые мигранты, или Попрошайничество в законе

Утро, перекресток, поток автомобилей встает на красный свет - и тут же в открытое окно машины просовывается рука. Попрошайка требовательно трясет сложенной в горсточку ладошкой перед носом водителя. Чаще всего водители их "посылают" - те переходят к другой машине, к третьей... и кто-нибудь бросает в ладошку мелочь. Редко из жалости, а чтобы отстали.

В Казани - нашествие попрошаек-мигрантов. Сбор милостыни поставлен на поток. Каждое бойкое место на тротуаре - "рабочее". Попрошайки захватили все перекрестки крупных городских магистралей. Пересечение проспекта Ибрагимова и улицы Декабристов облюбовала молодая женщина-инвалид (или прикидывающаяся инвалидом) на костылях. Она не просит - требует деньги, стучит в поднятые стекла машин!

На тротуарах попрошайки просто раздражают прохожих, на проезжей части еще и внимание водителей отвлекают, а это уже грозит авариями. Кроме того, за отказ они могут поцарапать машину "обидчика". С точки зрения законопослушного обывателя, попрошайки - правонарушители: пристают к гражданам, нарушают правила дорожного движения, детей вовлекают в попрошайничество. Однако блюстители правопорядка их, похоже, не сильно преследуют: иначе видели бы мы их каждый день на привычных местах?

Корреспондент "ВК" не раз пыталась выяснить, почему к попрошайкам так равнодушна милиция, почему сотрудники ГАИ в упор не замечают на дорогах "пешеходов"-нарушителей с протянутой рукой. И каждый раз слышала отговорки. Например, такую: на наших улицах побираются "таджикские цыгане", у которых такой уж менталитет. В соответствии с ним попрошайничество для них - и есть работа, а детишки матерям, дескать, по собственной инициативе в ней помогают.

Наш закон к попрошайкам мягок. Совершеннолетнего побирушку, как бы он ни "доставал" окружающих, за попрошайничество наказать вообще нельзя. Хотя вполне можно наказать за нарушение правил дорожного движения - в КоАП специально для оказавшихся в неположенном месте пешеходов есть статья 12.29, штраф по которой невелик - всего двести рублей, но если штрафовать на каждом перекрестке каждый день, то мало не покажется. Конечно, попрошайки вряд ли будут платить штрафы, но на это в КоАП есть другая статья - 20.25. Она предусматривает за неуплату штрафов арест. При методичном подходе (а у ГАИ имеется опыт борьбы с водителями-неплательщиками штрафов) взрослые побирушки не вылезали бы из кутузки, и бизнесу пришел бы конец. Только гаишники обычно при виде таджикских цыган на дороге начинают всматриваться в противоположную сторону.

А родителей, чьи дети собирают милостыню, по словам руководителя пресс-службы УВД Казани Игоря Силко, можно наказать лишь по статье 5.35 КоАП, предусматривающей супермягкую ответственность за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Как он уверяет, это единственная реально работающая в отношении попрошаек статья. Наказание, которое в ней прописано, - предупреждение или административный штраф до пятисот рублей.

Но Игорь Силко заметил, что мигрантов крепко штрафовать нельзя: "Они живут очень бедно и все деньги тратят на жилье и еду". При таком подходе становится ясно, почему вообще нет статистики о применении к мигрантам, вовлекающим детей в попрошайничество, статьи 151 Уголовного кодекса. Видимо, наказание вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет стражам порядка кажется недопустимым для мигрантов с их попрошайническим менталитетом?

При этом, оказывается, упорно нарушающие российские законы обладатели чуждого коренным казанцам менталитета имеют законные основания проживать здесь. "Документы у большинства из них в порядке, - утверждает Игорь Силко. - Они имеют вид на жительство, главы семей обычно работают на казанских стройках".

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Инна СЕРОВА