Вечерняя Казань / № 94 (4054) / Горячие материалы / Спасатель без бэйджа - просто матрос
Чрезвычайная ситуация
Спасатель без бэйджа - просто матрос
В среду список утонувших на воде татарстанцев пополнился семьдесят четвертой с начала купального сезона жертвой: житель Чистополя утонул на "диком" пляже. А вчера утром начальник поисково-спасательной службы РТ Эмиль Фазлеев сообщил "ВК", что самого худшего ждет в четверг и пятницу, когда температура подберется к сорокаградусной отметке и граждане с удвоенной силой устремятся к водоемам.
|
Для "рейда" выбрали озеро Изумрудное, где действуют сразу два пляжа, муниципальный и коммерческий, и где с начала купального сезона из воды извлекли уже четыре трупа (столько же - только на "Локомотиве"). Приехав на озеро, мы прошли на муниципальный пляж, где спасатель Анатолий Савченко нес дежурство на высоком обрыве в тени общепитовского шатра. Наблюдательной вышки этот спасательный пост не имеет - "квартируют" Савченко с коллегами Владиславом Рахматуллиным и Евгением Куртымовым в медпункте у фельдшера Людмилы Маляшовой. С кручи, говорит Савченко, виден весь пляж, за исключением скрытого за изгибом озера маленького кусочка. Но нам показалось, что даже если кто-то начнет тонуть на виду у спасателей, то быстро добежать вниз, чтобы спасти человека, им будет непросто - тут недолго и ноги переломать. Зато у спасателей есть лодка...
Официально купание на пляже запрещено санврачами, но в воде тесно от купающихся. За малышей в огороженном "лягушатнике" на мелководье можно не опасаться. А вот для остальных купальщиков ограничений нет. Буйки, по словам Савченко и Маляшовой, в начале сезона украли сами отдыхающие. После этого спасательные круги стали прятать от них и от воды подальше - в медпункте.
- Но у нас еще никто не утонул! - с гордостью говорит фельдшер.
- Тонут там, - машет рукой в сторону коммерческого пляжа Савченко.
Напоследок корреспондент "ВК" поинтересовалась документами, подтверждающими квалификацию спасателей. Савченко предъявил удостоверение матроса-спасателя, выданное ему в мае 2010-го председателем МОО "ОСВОД города Казани" Коробицыным... Такие же "корочки", говорит он, у его коллег. Спасатели городского ОСВОДа убеждены, что для оказания помощи утопающим им знаний хватит: мол, Коробицын объяснил им, как действовать, да и теорию они по литературе, которая хранится в медпункте, изучили.
По соседству, на коммерческом пляже ООО "Изумруд", спасательная будка в двух шагах от воды. Но у "спасателя" Дмитрия, решительно отказавшегося назвать фамилию, документов при себе нет. Он поясняет: удостоверение у директора, а его сейчас на пляже нет, и его телефон недоступен. Спасательные круги тут тоже спрятаны под замком. О спасательной лодке Дмитрий говорит без энтузиазма:
- Она как бы есть. Но пробитая... - и машет рукой в неопределенном направлении, как бы показывая, где она. И добавляет: - Утонувшие есть, но они утонули без нас, вечером. Мы дежурим с десяти тридцати до девяти...
Засомневавшись в квалификации людей, которым на муниципальных и частных пляжах доверено спасать утопающих, корреспондент "ВК" обратилась к начальнику республиканской поисково-спасательной службы, заместителю министра по делам ЧС и ГО Эмилю Фазлееву.
- Закон един для всех, - заметил он. - Согласно закону "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" спасатель - это обученный и аттестованный в установленном порядке специалист, обязанный раз в три года подтверждать или повышать свою квалификацию. Вне зависимости от того, работает ли спасатель в профессиональной службе спасения или в общественной (какой является ОСВОД Казани. - И.С.), требования закона к нему едины.
Готовит таких профессионалов, говорит Фазлеев, учебно-методический центр МЧС, для общественных организаций и муниципальных служб - бесплатно. А документом, подтверждающим квалификацию спасателя, может быть только установленной формы бэйдж с фотографией и печатью территориального органа МЧС. "Матросов-спасателей" закон не признает.
Но председатель ОСВОДа Александр Коробицын, готовящий этих самых матросов на базе общества, считает, что требование закона выполнить невозможно. Мол, где найти на 6-тысячную зарплату профессионала, который будет три месяца в году дежурить на пляже, а остальное время сидеть без работы? Коробицын жалуется на текучку кадров (не каждый спасатель, обучение которого, между прочим, оплачено из средств бюджета, дорабатывает до конца сезона) и ссылается на постановление кабмина республики, которое якобы допускает к спасательной работе граждан вроде "матросов-спасателей" - не как спасателей, а как "сотрудников спасательных постов". Только вот, по словам Эмиля Фазлеева, Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства давно потребовало привести терминологию в соответствие с буквой закона.
...Под конец разговора корреспондента "ВК" с председателем казанского ОСВОДа вдруг выяснилось: у нас на пляжах скоро не только спасателей, но и "матросов-спасателей" может не остаться. По словам Коробицына, его сотрудники второй месяц дежурят на пляжах бесплатно на голом энтузиазме и могут разбежаться в любой момент. Ведь зарплату они еще и в глаза не видали, поскольку Водоканал не перечислил ОСВОДу полагающиеся ему деньги. В общем, с какой стороны ни посмотри - получается чрезвычайно опасная ситуация.
Фото Руслана ИШМУХАМЕТОВА.
Инна СЕРОВА