Вечерняя Казань / № 97 (4057) / Культура / Виктор Матизен: "В кино я никакую религию не принимаю"

Интервью ВК"

Виктор Матизен: "В кино я никакую религию не принимаю"

Специальный приз на Казанском международном фестивале мусульманского кино (КМФМК) учредила Гильдия киноведов и кинокритиков России. В любой стране мира в кругу кинематографистов такой приз ценится особо: его присуждают профессионалы, наиболее свободные от идеологии и угодничества.

Виктор Матизен на XXI
Открытом российском
кинофестивале "Кинотавр"

Гильдию киноведов и кинокритиков России возглавляет Виктор Матизен - самый, пожалуй, знаменитый и бесстрашный оппонент Никиты Михалкова. В прошлом году на чрезвычайном съезде Союза кинематографистов России, возглавляемого Михалковым, Матизена исключили из союза. Был громкий, долгий скандал. В итоге Матизен и его соратники написали письмо-манифест "Нам не нравится", где, оценивая деятельность руководства СК РФ и лично Никиты Михалкова, заявили о необходимости создания своего, нового "КиноСоюза". В настоящее время начата процедура регистрации организации.

Вчера корреспондент "ВК" созвонилась с Виктором Матизеном. Но разговор шел не о "КиноСоюзе", а о фестивале мусульманского кино.

- Честно говоря, мне глубоко непонятно, почему вдруг международный фестиваль мусульманского кино "Золотой минбар", на котором я уже бывал в Казани, раскололся, - говорит Виктор Матизен. - Московским критикам работать на кинофоруме в вашем городе было удобно: все вопросы оперативно разрешались благодаря профессионализму пресс-атташе Михаила Пахваленого, это сотрудник московской дирекции "Минбара". С казанской дирекцией мы практически не общались. Теоретически получается, что в России сейчас два мусульманских кинофорума: "Золотой минбар" с дирекцией в Москве и казанский. Я подтверждаю, что представители Гильдии киноведов и кинокритиков России приедут на Казанский фестиваль. Для вас это будет престижно, для нас - интересно. Сам я, к величайшему сожалению, не смогу приехать: буду в это время в Анапе на фестивале "Киношок".

- Виктор Эдуардович, как вы понимаете значение словосочетания "мусульманское кино"?

- Я не делю кино на мусульманское, православное, иудейское... Я его делю на хорошее и плохое, это во-первых. Во-вторых, мне наиболее понятна классификация фильмов по географическому признаку. Я отлично представляю, что это такое - иранское, например, кино, китайское, вьетнамское... А вот что такое мусульманское, коммунистическое? Это что-то из области идеологии, а идеологию я в кино не приветствую ни под каким видом - ни в религиозном, ни в светском его оформлении. Поэтому для меня в этой связи существуют понятия "страны мусульманского мира" и "кино мусульманских стран". Я, кстати, сам жил среди мусульман долгое время - 8 лет в Махачкале, считаю себя кавказским человеком в каком-то смысле. Очень уважительно отношусь к мусульманской религии, но в кино я никакую религию не принимаю.

- Творчество каких режиссеров мусульманского мира вам наиболее интересно?

- Прежде всего это творчество великих иранцев - Аббаса Киаростами, Мохсена Махмальбафа, Джафара Панахи... Режиссеры турецкого происхождения снимают хорошее кино: Фатих Акин, Семих Капланоглу... Также мне интересно творчество тунисца Абделя Кешиша...

- Приходилось ли вам видеть игровые фильмы татарстанских кинематографистов?

- Приходилось, да. Игровое кино, созданное вашими местными кинорежиссерами, сегодня очень незрелое, оно сильно уступает современным образцам иранского и турецкого кинематографа. Меня удивляет, почему люди, которые вроде бы живут в цивилизованном обществе и имеют все возможности для знакомства с мировой кинематографией, начинают свои фильмы с "белого листа"? Впечатление такое, когда смотришь кино татарстанских режиссеров, что они делают вид, будто до них кинематографа не существовало. Они у вас как братья Люмьеры: пришли на невозделанную равнину и начинают что-то снимать. Так нельзя! Когда смотришь румынское кино - чрезвычайно простое, ты понимаешь, что простота эта - тонкий кинематографический прием. Румыны отлично знают, от чего они в своем творчестве отталкиваются, это видно по каждому кадру их фильмов. Я считаю, не можете снимать профессиональное кино своими силами - приглашайте специалистов со стороны, такая у меня точка зрения.

- Такой опыт уже нарабатывается: ученик Алексея Германа - петербургский режиссер Юрий Фетинг работал над созданием татарстанского фильма "Бибинур"...

- Не надо на этом останавливаться. На татарский сюжет мог бы снять фильм Мохсен Махмальбаф. Или Сергей Бодров, что-то его я сейчас вспомнил. Честно говоря, мне не очень нравится его фильм "Монгол" - чересчур пафосное кино. Но очень профессиональное!

- Виктор Эдуардович, последний вопрос. Скажите, почему приз вашей гильдии - статуэтка "Слон"?

- У слона, как известно, отличная аудиовизуальная память, острый глаз, тонкий слух и чуткий нюх. Это необходимые качества для критика, который должен уметь отличать новое в искусстве от старого, плодотворное от неплодотворного, эстетичное от неэстетичного. Критик, как слон со своими мощными ногами и хоботом, способен вытаптывать и выдергивать нехудожественные побеги, а также редактировать и поливать побеги художественные... Я надеюсь, представители нашей гильдии увидят на Казанском фестивале фильм, достойный "Слона".

Фото Макса МИЛИАНА.

Айсылу КАДЫРОВА