Вечерняя Казань / № 98 (4058) / Проблемы экологии / Когда деревья станут большими?

Неадекватная замена

Когда деревья станут большими?

На Карла Маркса под немилосердно палящим солнцем сгорели липы: листва на каждом втором деревце порыжела, скукожилась. Ну а те, что еще зелены, поникли и увяли. Во дворах, скверах, вдоль дорог засохли высаженные год-два назад саженцы. Засуха пройдет - пеньки останутся. Появится ли замена выбывшим из строя нестойким зеленым "солдатикам"?

В Горводзеленхозе уверяют, что появится обязательно. Только чтобы замена стала адекватной, придется подождать лет эдак 20 - 30, пока деревья станут большими. А пока начальник отдела по охране зеленых насаждений и водных объектов Алла Каргина призывает горожан спасать те растения, которые еще живы:

- Надо, чтобы дворники, как прежде, достали шланги и поливали зелень во дворах, ведь по правилам они обязаны не только мести, а именно содержать дворы, в том числе ухаживать за насаждениями. Мы платим именно за обслуживание, значит, вправе этого потребовать. Да и сами жильцы многое могут сделать. Например, не ждать, пока кто-то займется спасением деревьев, а вынести ведро воды и полить хотя бы одно деревце. Конечно, сейчас у многих водяные счетчики стоят, но неужели жалко потратить несколько литров воды ради своего же комфорта? Ведь зелень во дворе - это тень и более влажный воздух, в котором чуть легче в эту жару дышится.

Судя по тому, как засыхают деревья на улицах и во дворах, Казань ждет очередная массовая вырубка. А ведь их в городе и без того интенсивно вырубают уже несколько лет - в связи со строительством, реконструкцией дорог, при ликвидации последствий урагана... Обычно каждая вырубка сопровождается обещанием городских властей посадить взамен еще больше. И в Горводзеленхозе уверяют, что эти обещания всегда выполняются. Вот только не стоит за этими уверениями ничего конкретного: когда, где и сколько деревьев было вырублено и сколько где взамен было посажено, специалисты треста сказать корреспонденту "ВК" не смогли. Лишь сообщили, что в этом году посадки практически не производились - в силу недостаточного финансирования.

К тому же вырубают деревья в одних местах, а сажают в других. Скажем, уничтожили зеленые насаждения в центре (в парках, скверах, а после урагана 2007 года - и во многих дворах), а новые посадили, по данным Горводзеленхоза, на Черном озере, на улице Чистопольской - на ограниченном пятачке неподалеку от Дворца спорта, вдоль Южной трассы. Судить, насколько адекватна замена, трудно. Вот если бы деревья вырубили, провели необходимые работы, а потом тут же посадили новые саженцы - не меньше, чем вырубили!

Однако, как выяснилось, во многих местах, например на улицах Вишневского и Татарстан, так поступать нельзя. Там по зеленой зоне под землей проходят коммуникации. У них есть охранная зона, посаженные в ней деревья корнями будут задевать инженерные сети, а это запрещено. Еще хуже условия на узенькой улице Четаева, где дорога буквально граничит с лоджиями первого этажа. За дворы же Горводзеленхоз вообще не несет ответственности: вырубка и посадка деревьев вокруг домов исключительно на совести управляющей компании. И жителей: если они хотят восстановить срубленные деревья, им придется вступать с УК в долгую обременительную борьбу.

В тресте, отвечающем за зеленое убранство города, нет четкой картины того, что с этим убранством происходит. Скажем, там отлично знают, что на Черном озере прижились посаженные после урагана каштаны, а на улице Кремлевской - высаженные взамен хиревших там прежде лип ели, но не могут сказать, сколько было посажено и сколько прижилось деревьев в парке Урицкого, в целом по городу... Кстати, о парке Урицкого: там, как по секрету шепнули корреспонденту "ВК" сотрудники треста, дело который год упирается в деньги. Саженцы высаживают, да только в отсутствие денег (а как следствие - подкормки) выживают только сильнейшие.

...Специалисты отдела по охране зеленых насаждений говорят, что трест сейчас перешел на трехсменную работу, поливальные машины работают каждую ночь напролет и все равно не успевают отливать гибнущие растения.

Фото Руслана ИШМУХАМЕТОВА.

Инна СЕРОВА