Вечерняя Казань / № 102 (4062) / Правоохранение и криминал / Лаврентий Сичинава: "Нормы Венской конвенции взяты не с потолка..."

Народ против

Лаврентий Сичинава: "Нормы Венской конвенции взяты не с потолка..."

Несколько дней назад казанский адвокат Лаврентий Сичинава подал в Конституционный суд России жалобу. Он добивается отмены "сухого" закона для водителей, который вступил в силу 6 августа. В разговоре с корреспондентом "ВК" Сичинава заявил, что, по его мнению, этот закон не только нарушает конституционные права граждан - он несет колоссальную коррупционную составляющую.

- Я сам являюсь ярым противником того, чтобы кто-то садился за руль пьяным, - подчеркнул адвокат. - Но надо все-таки учитывать разницу между человеком, который выпил стакан кваса, и тем, кто выпил бутылку водки. Закон, который действует сегодня, поставил их в один ряд. И в этом же ряду находятся водители, которые вообще не могут пить по состоянию здоровья - те, для кого алкоголь смертелен. Я имею в виду людей, страдающих заболеваниями, при которых алкоголь вырабатывается в организме. Например, неинсулинозависимые диабетики, лица, страдающие острой печеночной и почечной недостаточностью. У них в организме постоянно присутствует так называемый эндогенный алкоголь - продукт брожения. Количество его у каждого человека индивидуально, но оно не превышает норму, которая была заложена в предыдущей редакции закона "О безопасности дорожного движения" и содержится в Венской конвенции о дорожном движении. И в этом смысле закон, который действовал до 6 августа, был идеален.

Напомним, Венская конвенция о дорожном движении - международный договор, который был заключен с целью повышения безопасности дорожного движения. Она была разработана на конференции ЮНЕСКО в 1968 году в Вене, одновременно с конвенцией о дорожных знаках и сигналах. К Венской конвенции присоединилась и Россия (точнее, еще СССР).

Сичинава убежден, что с принятием "сухой" поправки в закон "О безопасности дорожного движения" была нарушена статья 15 Конституции, предусматривающая приоритет норм международного права перед российским законодательством. Несмотря на то что в Венской конвенции указан лишь верхний предел содержания алкоголя в крови (0,8 г на литр крови или 0,40 мг на литр выдыхаемого воздуха) и не указан нижний, адвокат считает, что ориентироваться на абсолютный ноль нельзя: "В конвенции говорится, что законодатели каждой страны должны исходить из тех реалий, которые имеют в ней место. Но ведь в конвенции сказано: допускается наличие! А наличие - это уже не ноль, не полное отсутствие алкоголя, как сегодня прописано в законе".

Кроме того, в своей жалобе Сичинава указывает, что в нынешней редакции закона "О безопасности дорожного движения" нарушена статья 2 Конституции, в которой говорится, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а реализация закона полностью перечеркнет основной принцип юриспруденции - презумпцию невиновности. Он привел пример: положим, человек точно знает, что не пил, но в его крови нашли эндогенный алкоголь. И он вынужден будет терять время, тратить нервы и деньги, чтобы доказывать в судебном порядке свою невиновность. Да еще раскрывать на суде на всеобщее обозрение свой медицинский диагноз.

По сути, закон теперь вынуждает водителей разглашать информацию о своем здоровье, которую они вправе держать в тайне! И при этом в законе нет оговорок и примечаний насчет болезней и эндогенного алкоголя, так что окончательное решение - признать такого водителя пьяным или трезвым - зависит только от того, как суд отнесется к предъявленным им доказательствам невиновности. И даже если дело в суде решится в его пользу, его в любую минуту снова может остановить сотрудник ГАИ с алкотестером, и дело закрутится по новой...

- В такой ситуации, или если, скажем, водитель выпил стакан кваса, кефира, спиртосодержащие сердечные капли, - говорит Лаврентий Сичинава, - он как никогда зависит от воли встретившегося ему на дороге инспектора ГАИ. И если инспектор предложит, как говорится, "решить дело миром", человек отдаст ему столько денег, сколько он попросит. Особенно если для этого водителя права - единственный источник дохода. А сколько у нас таких работяг, которым без прав хоть вешайся? Чем дальнобойщику или таксисту кормить семью, если у него в крови найдут микроскопическую дозу алкоголя и на этом основании отнимут права? Нормы Венской конвенции взяты не с потолка, они основаны на научных данных, а действующий сегодня в России закон идет с ними вразрез. И я убежден, что рано или поздно он будет отменен. Может быть, не сейчас, я не могу предугадать, будет ли удовлетворена моя жалоба. Но вспомните, сколько дней продержалось постановление правительства, которым запретили эксплуатацию автомобилей с оранжевыми поворотниками, хотя ввоз таких машин в Россию продолжался и продажа их шла легально? Поднялась волна возмущения в народе - и эту норму отменили. Вот и на мою инициативу уже появилась бурная реакция в Интернете. Я прочитал более двух тысяч откликов, и только два человека меня не поддержали.

Инна СЕРОВА