Вечерняя Казань / № 103 (4063) / Городские новости / Местный водитель за рулем красного автобуса - это фантастика
Нулевая квота
Местный водитель за рулем красного автобуса - это фантастика
Днем "икс" для красных казанских автобусов может стать 1 января. Кроме шуток: несмотря на все претензии горожан к качеству перевозок, эта относительно налаженная система может дать тотальный сбой потому, что с нового года рулить "Драконами" и "Нефазами" станет некому.
|
Эту идею поддержал первый вице-премьер Равиль Муратов. В начале августа на заседании республиканской межведомственной комиссии по повышению уровня жизни и легализации доходов он вернулся к вопросу обеспечения общественного транспорта местными кадрами: "Нам надо сейчас подготовить 250 человек". А выслушав отчет замминистра труда, занятости и социальной защиты Клары Тазетдиновой и выяснив, что набор местных кадров идет туго, раскритиковал за пассивность городские власти. Мол, плохо занимаются данным вопросом, напрягаться не хотят, а идут по простому пути - набирают гастарбайтеров...
- С гастарбайтерами, конечно, проще, - согласен генеральный директор КПАТП-7 Владимир Капитонов, к которому корреспондент "ВК" обратилась с просьбой прокомментировать перспективы новой кадровой политики правительства. - Я больше скажу, идея заменить гастарбайтеров местными водителями в нынешних условиях - нереальная. Это фантастика!
Капитонов пояснил: гастарбайтер согласен работать по 12 часов в сутки через день за 15 тысяч рублей и самостоятельно решать проблему с жильем, не требуя общежития. А водитель родом из татарстанского села будет работать, только если получит койко-место в общежитии и зарплату не ниже 30 - 40 тысяч.
- А для этого мне государство как минимум должно в полном объеме компенсировать выпадающие доходы за перевозки льготников - по 15 рублей за каждого, - заявил Капитонов. - Но этого не делается. А гастарбайтеры - нормальный выход. Водят они автобусы во всяком случае не хуже, чем наши ребята. Нам дополнительно тратиться на их обучение не нужно, они же у себя в Душанбе или где-то еще тем же самым занимались, а приехав сюда, все до единого сдали экзамены в ГАИ, иначе их за руль не посадили бы. К тому же в отличие от местных водителей с ними работать - одно удовольствие. Приезжие ведут себя более скромно, покладисто, не хамят. Они же, как ни крути, в чужой стране испытывают сильный психологический прессинг.
Капитонов дал понять: пока правительство не выполняет обязательства по части денег, никто не станет биться за выполнение правительственных планов по части водительского состава. Что ж, бизнес есть бизнес, перевозчиков действовать вразрез с собственными интересами республиканским властям заставить трудно.
А вот городские власти обязаны кровь из носу бороться за реализацию правительственных программ. И, выдвигая им претензии, первый вице-премьер, пожалуй, не вполне справедлив.
Подготовкой местных кадров для автобусных парков, как сообщили корреспонденту "ВК" в пресс-службе горисполкома, занимается Казанский техникум наземного и подземного электротранспорта.
- Мы с прошлого года выигрываем тендеры центра занятости на обучение местных водителей из числа безработных, - сказал корреспонденту "ВК" замдиректора техникума Фарид Сибгатуллин. - Чтобы обучать их, у нас есть всё, включая самый современный автодром в России. Им, кстати, за рубежом сильно заинтересовались, сейчас вот в Ашхабад разработчиков приглашают, чтобы там такой же построили!
Куда же деваются выученные в техникуме за государственный счет татарстанские водители и почему места, приготовленные для них, занимают "рулевые" из того же Ашхабада? Сибгатуллин считает, что об этом должны заботиться те, кто направляет безработных на учебу: "Заказчик - государство, оно и должно контролировать".
В прошлые годы, помнится, такие группы набирали. В декабре 2007 года с инициативой привлечь сельчан на городской транспорт выступил мэр Казани Ильсур Метшин. В начале 2008-го делегации исполкома стали объезжать ближайшие к Казани районы, обещая будущим водителям бесплатно, то есть за государственный счет, научить вождению, возить на работу на вахтовом автобусе либо предоставить общежитие, дать полный соцпакет и зарплату до 20 тысяч рублей. Планируя набрать 928 водителей для муниципального транспорта, городские чиновники бегали с мегафонами по селам, зазывали парней в город. Зазвали...
- Мы в своем АТП тогда обучили несколько десятков человек, да в техникуме, помнится, их отучилось около четырехсот, а работать никто не остался, - утверждает Владимир Капитонов. - Получили они права и разбежались. Так что надежда только на гастарбайтеров, без которых, кстати, ни Москва, ни Питер, ни другие крупные города не обходятся.
Вот и выходит, что если гастарбайтерам с нового года кислород перекроют, то городским автобусным пассажирским перевозкам придет крышка. Если сработает нулевая квота, то кто 1 января на линии выйдет?
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Инна СЕРОВА