Вечерняя Казань / № 107 (4067) / Опрос ребром / Что было хорошего в советской школе?

Что было хорошего в советской школе?

Игорь Матвеев, директор казанской гимназии №48:

- Первое, что бросается в глаза: образование стало просто услугой, а в советское время оно было социальной ценностью. Система образования имела авторитет как часть процесса становления личности. А сегодня из образования ушло воспитание. Лучшее, что было в советской школе, утрачено. Если мерить образование баллами ЕГЭ, это не образование, а дрессура. На баллы можно натаскать, но это же куда более сложное социокультурное явление. Его нельзя примитивно к баллам привязать.

Мария Веденеева, теле- и радиоведущая:

- Мне кажется, в советской школе давали знания серьезные, фундаментальные, но не делали из нас "ботаников". У меня второй ребенок идет в школу, и внутренне я содрогаюсь. Раньше все учебники, по которым мы учились - по химии, физике, биологии, мне казались вполне понятными, а сейчас в погоне за непонятными нововведениями появляются вызывающие у меня ужас. Так что я вернула бы старые учебники и старую систему образования.

Хафиз Миргалимов, руководитель фракции КПРФ в Госсовете РТ:

- Воспитание в школе, уважительное отношение к преподавателям. В советское время не было ни одного ребенка, который не учился бы в школе. А сейчас посмотрите: за 5 лет в стране выявлено более четырех тысяч, которые ни дня не сидели за партой, 10 тысяч школ закрыты... В Татарстане 500 или 600 детей не получили аттестата в этом году. Раньше из каждой школы 35 процентов детей шли в вузы, а остальные - в учреждения профтехобразования. А сейчас в каком состоянии профтехобразование? Система, созданная в советское время, была прекрасной и самой передовой. Самое печальное, что сегодня профессия учителя не вызывает стимулов у выпускников. Мизерная зарплата. В этом году ее ни на копейку не увеличили. Сельских учителей лишили льгот...

Сергей Ионенко, директор учебно-методического центра тестирования и подготовки к ЕГЭ КФУ:

- В послевоенный период и до 80-х ответственность за качество обучения была куда серьезней. Существовал жесткий контроль со стороны отделов образования за выполнением образовательных стандартов. И, конечно, стоит отметить, что выбор был больше: далеко не все получали полное среднее образование, существовала система ПТУ, ремесленных училищ. А когда было введено всеобщее среднее образование, требования снизились, ответственность упала. Со второй половины 70-х началось загнивание: пошли подарки учителям, появились элитные языковые школы, началось расслоение. С 80-х стала процветать система репетиторства. Нужны новые подходы к решению проблем. Необходима заинтересованность учителя в своей работе. Система должна быть направлена на конечный результат. И ЕГЭ к этому подводит.

Разиль Валеев, председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ:

- Сегодняшняя школа намного оснащеннее. А вот той душевности, теплоты, одухотворенности, тех отношений между учителями и учащимися нет. Я учился в Нижнекамске в школе №1, и мои преподаватели были самыми близкими моими друзьями. Я и сегодня с ними тесно общаюсь, мы переписываемся. Не хватает сегодня тесного духовного общения, не хватает воспитания. Эта часть отошла на задний план, а на передний вышли знания.