Вечерняя Казань / № 108 (4068) / Социальные проблемы / Если вас достал коллектор

Отстань, противный!

Если вас достал коллектор

Рано утром в понедельник меня поднял телефонный звонок. Мужчина представился сотрудником коллекторского агентства, которому банки передали долги моей соседки. "А я при чем?" - удивилась я и потребовала, чтобы коллектор забыл мой номер. Как бы не так...Он звонил по нескольку раз каждое утро и каждый вечер. Просил позвать соседку к телефону. Задавал о ней вопросы, рассказывал о ее долгах, о том, что думают о ней ее начальство, сослуживцы, знакомые, другие соседи. Разок я даже слегка "повелась", когда в ответ на мое "знать о ней ничего не хочу" коллектор как бы посочувствовал: "У вас из-за нее проблемы?". Я чуть было не сказала лишнее, но вовремя сориентировалась: "Проблемы у меня из-за вас".

- Прекратите мне звонить, пожалуйста, - просила я всякий раз коллектора. Он обещал, но не прекращал. Жизнь превратилась в ад. Я вынуждена была просить совета у знакомого сотрудника коллекторского агентства.

- Классика жанра, - заметил он. - Недобросовестные коллекторы часто используют этот прием. Звонят соседям неделю, другую... В итоге кто-то обязательно сорвется и начнет скандалить с должницей, во дворе пойдут пересуды, а коллектору это и нужно. Бывает, о долгах человека сообщают работодателю, сослуживцам, родственникам. Маме его, например, описывают, как его за долги арестуют, имущество отберут. Или у подъезда вешают объявление типа: "Здесь живет такой-то, он не вернул кредит...". В общем, портят человеку репутацию. Такие методы незаконны, но большинство наших граждан имеет смутное представление о том, что законно, а что нет. Коллекторов обучают определенным приемам, буквально натаскивают, тренинги проводят. Они проходят психологическую подготовку, так что огрызаться на них, бросать трубку, посылать куда подальше бессмысленно. Коллектор не раздражается и не нервничает, он следит за твоей реакцией. И чем ты больше заводишься, тем больше он будет тебя доставать, ведь твоя реакция свидетельствует, что он продвигается к цели, что ты рано или поздно начнешь травить должника. Спрячь эмоции, позвони или напиши руководителю коллекторского агентства. Объясни, что ссориться с соседом не станешь, а на агентство напишешь заявление в правоохранительные органы. Коллектору нужен результат. Как только он поймет, что результата не будет, он оставит тебя в покое.

Я направила в коллекторское агентство письмо, в котором описала действия его сотрудников, и жестко дала понять, что скандалить намерена не с соседкой, а с агентством, причем по-крупному. Пригрозила обратиться в милицию, прокуратуру и суд. Сработало - звонки тут же прекратились.

- Все правильно, действия коллекторов были неправомерными, звонки без согласия гражданина являются незаконным вмешательством в личную жизнь, - подтвердил правильность моих действий старший помощник прокурора РТ Равиль Вахитов. - Вы могли подать в суд и, полагаю, выиграли бы дело против коллекторов.

Но судиться по такому поводу и даже в милицию заявление писать готов не каждый: у большинства людей нет на это времени и недостаточно юридических знаний. Куда проще свести к минимуму психологический урон, который наносит вламывающийся без спроса в вашу жизнь коллектор. В Интернете немало сайтов, в названиях которых присутствует слово "антиколлектор" (с тех пор как коллекторы стали предлагать услуги по выбиванию долгов, другие предприимчивые граждане стали предлагать услуги по защите от них). А на этих сайтах есть полезные советы, как себя с коллекторами вести. Они сформулированы для должников, но годятся и для тех, кого коллекторы пытаются сделать своим орудием в "работе" с должниками.

Итак, правило первое: ничего коллекторам не рассказывайте. Ни о соседях, ни о себе, ни о знакомых и родственниках. Даже если появилось искушение пригрозить коллектору вмешательством вашего дяди-начальника милиции или друга-прокурора, молчите. Чем меньше коллектор узнает о вас и от вас, тем меньше вероятность, что он вас будет использовать. Особенно важно не проговориться о месте работы (учебы), местонахождении вашего имущества, имущества должника. И вообще, говорите как можно меньше! Помните, что все, сказанное вами, может быть использовано против вас.

Правило второе: спокойствие, только спокойствие. Какие бы вы чувства ни испытывали, молчите о них, не выдавайте раздражения. Правило третье: будьте лаконичны, не давайте коллектору повода строить диалог. Идеальный набор используемых слов: "Да, нет, не знаю". Правило четвертое: если есть возможность, записывайте разговоры с коллектором на диктофон. Предупредите, что ведете запись - это его дисциплинирует и заставит подумать, прежде чем снова вам позвонить. И правило пятое: сохраняйте записи разговоров, а если не сделали их, то делайте пометки в записной книжке, когда и кто вам звонил, в какое время. Если все же решитесь судиться с коллекторами, которые позволили себе вмешательство в вашу частную жизнь, эта информация вам пригодится.

Что же касается правоохранительных органов, то до сих пор претензии у них к коллекторам возникали редко. Равиль Вахитов, к примеру, не припомнил, чтобы в Прокуратуру РТ поступали жалобы от граждан на вмешательство коллекторов в личную жизнь. Однако на днях в прессе появились сообщения о том, что прокуратура Центрального района Барнаула предъявила алтайскому представительству агентства "Центр ЮСБ" ряд претензий, в том числе по поводу включения в договор между банком и коллектором таких мер воздействия на должников, как "репутационное воздействие на личность" и "выезд к должнику на место жительства и на работу", то есть тех самых приемов, которые предусматривают использование коллекторами окружения должников, в том числе их соседей.

Инна СЕРОВА