Вечерняя Казань / № 110 (4070) / Медицина / К нам съехались мозговеды
История болезни
К нам съехались мозговеды
Сегодня в Казани открываются курсы Всемирной организации нейрохирургических обществ. Ведущие нейрохирурги из 11 стран будут читать лекции и проводить мастер-классы. В их числе - президент Всемирной федерации нейрохирургических обществ, профессор Гарвардской медицинской школы Петер Блэк и президент Ассоциации нейрохирургов России, директор института нейрохирургии им. Н. Бурденко профессор Александр Коновалов.
- Синхронные переводчики... - начинает фразу министр здравоохранения РТ Айрат Фаррахов.
- Из Москвы, - договаривают за него коллеги, собравшиеся вчера в минздраве, чтобы обсудить, как идет подготовка к форуму. - Москвичи обойдутся нам дешевле, чем казанские.
Фаррахов улыбается, довольный: в Казани все готово для встречи светил мировой нейрохирургии. Ужин - в Доме татарской кулинарии, одноместные номера - в отеле "Шаляпин".
На территории России образовательные курсы Всемирной федерации нейрохирургов обычно проходили в Москве или Петербурге. Но в этом году они пройдут у нас. С глянцевых страниц каталога курсов президент Ассоциации нейрохирургов России Александр Коновалов объясняет: "Татарстан - лидер во внедрении передовых идей и информационных технологий в нейрохирургии".
- А как иначе? - не удивился при встрече с корреспондентом "ВК" главный внештатный нейрохирург РТ Валерий Данилов. - Надо делиться опытом. А то проснешься в три утра и лежишь, не можешь уснуть, переживаешь, если предстоит трудная операция. Амбициозность, что все, мол, по плечу мне, недопустима. Консилиум, сверять позиции - честнее по отношению к больному...
Вот и в программе образовательных курсов - лекции по одиннадцати животрепещущим, как говорят нейрохирурги, направлениям и даже по конкретным темам. Например, надо ли делать широкую трепанацию при ишемическом инсульте или нет? Свою точку зрения выскажет светило из Бразилии - профессор Апио Антунес. Кроме него лекции прочтут нейрохирурги из Израиля, Германии, США, Японии, Италии, Франции, Непала, Индии, Египта...
- Казанские нейрохирурги умеют делать все, - утверждает Валерий Данилов, - осталось только освоить хирургию при эпилепсиях. Этому наши специалисты будут обучаться в одной из ведущих клиник Женевы.
"Но даже последние разработки в области нейрохирургии все равно окажутся устаревшими, - со страниц каталога предупреждает председатель обучающего комитета федерации, японский профессор Еко Като, - потому что постоянно развиваются новые идеи". Однако российские нейрохирурги привыкли осваивать новое, и даже с грузом нерешенных проблем на плечах: например, высокотехнологичная помощь должна оказываться по стандартам, а для многих нейрохирургических заболеваний такие стандарты даже не разработаны. Бывает даже, что детей с проблемами мозга сперва оперируют обычные хирурги, и лишь затем, изрядно пострадавших, их передают нейрохи-рургам.
Отраслевая газета Минсоцздравразвития приводит и другой печальный факт: оказывается, из 2,5 тысячи нейрохирургов в России 13% не имеют сертификата, потому что в стране еще нет унифицированной программы подготовки этих специалистов и даже сам вопрос, кого считать нейрохирургом, пока не имеет однозначного ответа.
- Сейчас Казань сделали центром подготовки нейрохирургов для многих регионов России, включая Краснодарский край, - говорит Валерий Данилов. - У нас появилась специальная кафедра.
Хорошим примером другим регионам называют и оснащенные по европейскому стандарту клиники МКДЦ, РКБ и ДРКБ, где проводят в том числе сложнейшие нейрохирургические операции. В остальном Татарстан вполне вписывается в общероссийскую статистику: подавляющее большинство обращений к нейрохирургам связано с травмами мозга. На втором месте идет онкология. Здесь нейрохирурги хотят, чтобы нейрохирургические отделения открылись и при крупных онкологических центрах, ведь у онкобольных часто образуются метастазы в мозге. Отдельная тема - детская нейрохирургия. Врачи мечтают, чтобы акцент был сделан на совместную с неонатологами диагностику - чтобы гидроцефалию или уродства развития выявлять уже в утробе матери.
- Начало российской нейрохирургии положил наш земляк Бехтерев, - напомнил профессор Данилов, - сейчас в Казани работают пять нейрохирургических клиник. Но на территории онкодиспансера строится еще и центр ядерной радиологии. Он поможет нам открыть новое направление - радиохирургию. Это означает: один сеанс без вскрытия черепа - и опухоль в мозге будет обработана так, что дальше расти не будет.
Все это, конечно, здорово, однако супероснащенные клиники и звездные специалисты, готовые учиться всю жизнь, это почти туристическая достопримечательность республики, штучный товар. На долю же большинства татарстанцев по-прежнему выпадает изнурительный список атрибутов "массовой медицины": плохое оснащение больниц, низкоквалифицированный персонал и неверно поставленный диагноз... Ведь в России даже при острых нарушениях мозгового кровообращения нейрохирургическая помощь, по данным Минздравсоцразвития, запаздывает, а оперируют и вовсе меньше четверти нуждающихся.
Айгуль ШАРАФИЕВА