Вечерняя Казань / № 111 (4071) / Горячие материалы / Разбор полета

Из зала суда

Разбор полета

До катастрофы в Новой Туре осужденный слесарь собрал 200 вертолетов

Четыре человека разбились при падении вертолета в Новой Туре из-за того, что на КВЗ не соблюдалась технология сборки и отсутствовал надлежащий контроль. К такому выводу пришел Авиастроительный райсуд и вынес в среду обвинительный приговор пятерым авиастроителям. Однако результатом рассмотрения дела остались недовольны как подсудимые, так и потерпевшие.

26 октября исполнится два года со дня катастрофы, в которой погибли командир экипажа летчик-испытатель Петр Чумаков, бортинженер Фарид Хуснимарданов, штурман Борис Макаренко и ведущий инженер КВЗ Максим Иванков. Выжил лишь второй пилот Ринат Галимов. На девятый день после похорон родным летчиков сообщили причину ЧП, которую спустя месяц подтвердила экспертная комиссия: неверно закрепленный болт длиной всего-то 4 сантиметра. Задача этого механического крепления - передавать сигнал о наклоне вправо или влево с рычага управления в кабине пилота на лопасти.

- Эта система ничем не дублируется, если она разъединяется, лопасти заваливаются в крайнее правое положение, и вертолет становится неуправляемым, - объясняет следователь по особо важным делам Казанского следственного отдела на транспорте Николай Гончаров. - Болт должны были установить шляпкой кверху, но одному человеку выполнять эту операцию сложновато. В итоге болт поставили наоборот - шляпкой снизу, вот он и выпал в полете. А выяснилось это, когда специалисты привезли обгоревшие обломки "МИ-8" в ангар, разложили элементы в правильном порядке и увидели, что все соединения надежно скреплены, ведь болты не сгорают, и только одно крепление отсутствует.

По словам следователя, по делу было проведено 11 экспертиз. Чтобы докопаться до сути, экспериментально собрали такой же вертолет с "неправильным" болтом. Вот только в воздух его поднимать не стали, ограничились запуском двигателя. Обвинение в причинении смерти и тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей было предъявлено слесарю-сборщику рухнувшего "МИ-8" и четырем контролерам, которые расписались в исправности этого вертолета за три месяца до катастрофы. Потерпевшие - родители, дети и жены погибших летчиков - были удивлены, что на скамье подсудимых не оказалось ни одного руководителя.

- Когда в 54-м году на испытаниях упал вертолет Владимира Стародубцева и двое летчиков погибли, все с должностей полетели: и директор завода, и инженер, а сейчас четыре человека погибли, и начальство ни при чем! - возмущается отец погибшего инженера, бывший работник Казанского вертолетного завода Павел Иванков. - А ведь этот бардак на заводе не рядовые сотрудники допустили! Почему тут нет начальника сборочного цеха - сына гендиректора завода - или главного инженера?! Я считаю, что слесарь вообще меньше всех виноват...

Гособвинитель, напротив, запросил для рабочего самый большой срок - пять лет лишения свободы и по четыре года для четырех контролеров. Председательствующий по делу Ильдар Шамгунов счел вину подсудимых доказанной и с учетом смягчающих обстоятельств приговорил слесаря-сборщика Вячеслава Елсукова и мастера бюро технического контроля Наила Ситдикова к 2,5 года колонии-поселения, а специалиста военного представительства Минобороны РФ Руслана Уматкулова - к двум годам колонии-поселения. Два года лишения свободы условно получили мастер участка сборочного цеха Наиль Кашапов и бывший представитель военпредства Вячеслав Анохин.

До вступления приговора в силу осужденные оставлены на свободе. Примечательно, что большие сроки получили самый старый и самый молодой из подсудимых: Елсукову - 59 лет, Ситдикову - 25. Оба они до вчерашнего дня продолжали работать на КВЗ. Теперь придется уволиться: всех пятерых суд лишил права в течение двух лет заниматься сборкой, монтажом и контролем на авиапроизводствах. После оглашения вердикта в глазах 59-летнего слесаря-сборщика стояли слезы. А выйдя на улицу и закурив, Вячеслав Елсуков сказал корреспонденту "ВК":

- Будем обжаловать приговор. Мы собирали один вертолет, и он был исправен, после сборки летал 2,5 часа, а потом этот вертолет отправили на дочернее предприятие "Ремсервис" для переоборудования из транспортного в салонный вариант для ВИП-персон, и что там с ним делали три месяца - мы не знаем!

Осужденные контролеры с Елсуковым солидарны. И говорят, что также хотели бы разделить наказание с представителями контрольно-испытательного цеха №30, в котором проходят облет перед выпуском все новые машины...

Ирина ПЛОТНИКОВА