Вечерняя Казань / № 112 (4072) / Медицина / Главное - не опоздать с обследованием

Вместе против рака

Главное - не опоздать с обследованием

Провокационные рекламные баннеры вызвали скандал в "Планете - Фитнес". Посетительницы спортивно-оздоровительного комплекса потребовали снять со стен изображение Венеры, потому что под ним было грозное предупреждение о том, что каждая десятая женщина может заболеть раком.

- В Татарстане диагноз "рак" ставят ежедневно четырем женщинам, - прокомментировал ситуацию управляющий маммологическим центром "Весна" Булат Мазитов. - У 35 процентов пациенток неблагоприятный прогноз, потому что они слишком поздно обращаются к специалисту. Говорят, "не знали" или "боялись". А услышав диагноз, некоторые даже пытаются покончить с собой...

"Рак" и "обреченность" - для многих женщин слова-синонимы. У этой болезни долгий негативный след. До середины прошлого века ее почти не лечили, а с пятидесятых взялись уж очень агрессивно: вместе с грудью для профилактики удаляли яичники, грудные мышцы, лимфоузлы... Потом нашли "ген рака" и всем девочкам, у которых он был обнаружен, в США например, удаляли грудь еще в подростковом возрасте. Правда, результатов это никаких не принесло. Снизить смертность почти вдвое помогло только лечение рака на ранних стадиях.

По словам Мазитова, 95 процентов женщин удается излечить, если опухоль у них выявили, когда она была маленькой - несколько миллиметров. Вот только кто ее будет выявлять? Хирурги, терапевты, фтизиатры? Ведь это к ним, а не к онкологам в первую очередь попадают женщины.

- Недавно у нас была пациентка из Нижнекамска, - говорит Мазитов. - Обнаружив проблемы с грудью, она добросовестно пошла даже не в обычную, а в платную клинику. Там ее год лечили от мастопатии, а оказалось - проглядели рак. Я, конечно, не хочу обвинять врачей, но должен сказать, что врачи, стоящие на потоке в поликлиниках, могут проглядеть новообразование. У них нет "онкологической настороженности", как мы это называем, а проще говоря - наметанного глаза, онкологического опыта. А вот клиники никто и не обязывает выдерживать какие-то стандарты. Потому что по многим заболеваниям этих стандартов просто нет. Мы, онкологи, считаем, что выявлять и лечить заболевания молочной железы должны несколько специалистов комплексно: гинеколог, эндокринолог, врач УЗИ и цитолог. Причем все - с опытом работы в онкологии. Только на стыке этих специальностей, нюансов и ставятся диагнозы. Но этот стандарт мы установили для себя сами, потому что устали видеть женщин с запущенной формой рака. Остальные тоже решают этот вопрос в меру своего профессионализма.

Объяснить отсутствие стандартов, о котором говорят врачи, просто: если государство примет некий шаблон лечения, то граждане будут иметь право требовать его исполнения. А как его обеспечить, если система недофинансируется: некоторые специалисты утверждают, что денег выделяется в десять раз меньше, чем надо. С будущего года в России начинается эксперимент с созданием так называемых некоммерческих объединений в медицине. Заявлена цель: дать большую финансовую свободу клиникам. Однако результат, как у большинства экспериментов, непредсказуем.

Что же остается женщинам? Спасать себя самим. В Финляндии, где существует государственная программа раннего выявления заболеваний груди, рак, обнаруженый на третьей стадии, считается чем-то из ряда вон. По мнению онкологов, таких же результатов можно добиться и в Татарстане - у нас тоже работает государственная программа диспансеризации. Правда, женщин с трудом удается убедить явиться на обследование. Несколько лет назад онкологи республики первыми в России выиграли грант и по программе "Вместе против рака" получили оборудование, на котором бесплатно делают по 15 тысяч маммологических обследований в год. Сейчас хотят удвоить цифру.

Онкологи государственного центра "Весна", республиканского онкодиспансера и кафедры онкологии КГМА с конца сентября начнут читать бесплатные лекции в учреждениях и на предприятиях. Говорят, это мировая практика. Оказывается, женщинам, которые увидели доктора в лицо в привычной для себя обстановке, потом легче прийти к нему на прием.

- А ходить надо, надо, - говорит Мазитов, - пока это единственный способ уберечься от рака...

Айгуль ШАРАФИЕВА