Вечерняя Казань / № 112 (4072) / Культура / До цифровой башни дошли не все
"Kazan. Kremlin LIVE 2010"
До цифровой башни дошли не все
В минувшие выходные на территории Казанского кремля прошел Второй фестиваль современной культуры "Kazan. Kremlin LIVE 2010". Вход на его многочисленные мероприятия был бесплатным, но не каждый мог попасть на заповедную территорию: служба охраны не пускала пьяных и агрессивно настроенных, тщательно проверяла ручную кладь всех посетителей...
В итоге гостями фестиваля стала публика, которую лучше всего характеризует прилагательное "стильная". Никто, как мне показалось, не грустил и не скучал. Некоторые лишь сожалели, что мероприятия проходят только на пяти площадках, что огромная территория Кремля используется, таким образом, нерационально.
В "Манеже" можно было посмотреть выставки фотографий, слайд-шоу, послушать выступления фольклорных коллективов. Под арками галереи "Хазинэ" устроили выставку мотоциклов казанские байкеры, в самой галерее проходили мастер-классы "Искусство носить платок", "Кремлевский парашют", "Рисунки хной"... Главную фестивальную сцену установили на площадке "Пушечного двора". Все два дня фестиваля (и даже в воскресенье поздним вечером, когда лил дождь) она собирала вокруг себя большинство зрителей.
Музыканты, выступавшие на главной сцене, были, что называется, на любой вкус. Кто-то пришел специально, чтобы послушать один из лучших академических коллективов города - Государственный камерный хор РТ под управлением Миляуши Таминдаровой. Кто-то не мог дождаться, когда на сцену выйдет оркестр Казанского высшего военного командного училища и исполнит увертюру Чайковского "1812 год". А были и такие, кто не мог нарадоваться феерическому выступлению московской группы "Guru Groove Foundation", творчество которой многие считают самым гармоничным синтезом электронной музыки и джаза.
Самым элитарным и современным (в прямом смысле этого слова) проектом "Kazan. Kremlin LIVE 2010" я бы назвала инициативу казанцев - поэта Гены Стечкина и казанской лаборатории актуального искусства "20/21". Это проект "Цифровая башня", который занял внутреннее пространство Тайницкой башни Казанского кремля. До нее дошли далеко не все.
В первой серии проекта все желающие могли познакомиться с видеоработами партнера лаборатории "20/21" - современной нидерландской художницы Паулин Олтейтен. На экранах пяти телевизоров в режиме нон-стоп демонстрировались ее опыты из серии "Коллекция наблюдателя". Документальные съемки не придуманных художницей, а случайно увиденных "Танцующих пальцев", "Кругов по воде", "Собаки и человека" непонятным образом завораживали. Кураторы выставки объясняли: "Интерпретировать работы художницы можно по-разному: она не считает свой взгляд окончательным - она предлагает зрителю разделить с ней роль наблюдателя".
Вторая серия проекта "Цифровая башня" тоже вызывала странноватые ощущения. Мало кто понимал, как правильно следует реагировать на пульсацию сложных разноцветных узоров (они проецировались на стенах Тайницкой башни) от оренбургского дизайнера Кита Плеханова. И буйную электронную музыку от москвича Александра Синягина, под которую, собственно, узоры по стенам башни и "скакали". Не чувствовали себя не в своей тарелке, пожалуй, лишь две молоденькие интеллектуалки из Москвы. В отличие от зажатых и ошеломленных казанцев они не пялились на видеоряд, а лихо отплясывали.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Айя СУЛТАНОВА