Вечерняя Казань / № 114 (4074) / Правоохранение и криминал / "Да прими такой закон, и в три года всех милиционеров пересажают!"
Новое слово
"Да прими такой закон, и в три года всех милиционеров пересажают!"
В среду на уже, казалось, определенно намеченном пути от сегодняшней милиции к завтрашней полиции наметился неожиданный поворот. Президиум Ассоциации юристов России - организации общественной, однако с попечительским советом, возглавляемым лично юристом Дмитрием Медведевым, - решил, что законопроект "О полиции", выставленный на всеобщее обсуждение президентом Дмитрием Медведевым, нуждается в глубокой переработке.
Перечисляя недостатки проекта, председатель АЮР, глава комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников отметил: "Коллеги из регионов говорят о необходимости установления четких критериев по поводу применения физической силы...". Одним из упомянутых регионалов, отправивших в АЮР свои замечания, как выяснила "ВК", был министр юстиции РТ Мидхат Курманов.
Естественно, главной претензией из Татарстана оказалось то, что от "полицейского" законопроекта не веет духом подлинного федерализма. "Проект не учитывает 72-ю статью Конституции РФ, - сказал "ВК" г-н Курманов, - в которой говорится, что обеспечение правопорядка и общественной безопасности находится в совместном ведении федеральных и региональных властей. Это абсолютно не учитывается - это закон унитарного государства, а не федерации".
Дело в том, что по законопроекту региональный начальник полиции должен отчитываться в своем регионе лишь перед наиболее безобидной ветвью власти - законодательной. Но прав парламента как-то отреагировать на такой отчет проект отнюдь не предусматривает. А "высшее должностное лицо" (в Татарстане - президент), которому сейчас принадлежит право "координировать" действия всех органов власти на территории региона, в заданных предлагаемой реформой параметрах окажется фактически не у дел! Будет ли существовать муниципальная милиция/полиция - это из проекта тоже непонятно...
Власть региона - и вдруг не имеющая собственной полиции? И даже хуже того, имеющая под боком полицию, подчиняющуюся исключительно федеральному центру?! Нет, это ужасно недемократично.
Кстати, о демократии, точнее, о "демократизаторе", как любовно прозвали нынешнее милицейское спецсредство, официально именуемое "палкой резиновой".
- В законопроекте есть положение: "Запрещается наносить человеку удары палкой резиновой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократно наносить удары в одно и то же место", - цитирует Мидхат Курманов. - Выходит, можно наносить удар только по конечностям или по... филейной части. Вроде это правильно, но ведь правонарушитель не стоит неподвижно... Да прими такой закон, и в ближайшие три года всех милиционеров пересажают! Надо писать, что запрещается умышленно наносить удары по запретным местам.
Конечно, всякий юрист знает, что если нет умысла, то нет и преступления. А всякий, кому довелось получить по рецепту российского премьера по башке дубинкой, знает, что злой умысел человека в форме и с дубинкой - явление недоказуемое и, конечно, ненаказуемое.
Самих российских милиционеров в идее превратиться в российских полицейских если что и привлекает, так это надежда на зарплату американского полицейского. "Ничего подобного в законопроекте "О полиции" не написано", - разочаровывает министр:
- Написано, что зарплата сотрудников милиции будет определяться другим законом. А когда его примут - это бабушка надвое сказала... То же самое - насчет другого больного вопроса, жилья милиционерам: будет решаться "в порядке, определяемом законодательством". В этом законопроекте больше десятка таких отсылок, про важные вопросы говорится, что они будут решаться особым постановлением правительства, указом президента, другим законом... Не нужен рамочный закон о полиции - нужно, чтобы один закон определял все сферы ее деятельности!
С одной стороны, рассуждает Мидхат Курманов, непонятна цель нынешнего законопроекта (ну, если не считать его единственной целью поменять слово "милиция" на слово "полиция"), а с другой - он "рассчитан на идеального полицейского и идеального правонарушителя". Словом, проект, можно сказать, разработан непонятно для чего и неизвестно для кого. Это замечание "ВК" министр парирует актуальным анекдотом: "Деда, а милицию-то переименовывают в полицию!" - "Хорошее дело... А куда это я 65 лет назад запрятал мою фуражку и повязку?".
Марина ЮДКЕВИЧ