Вечерняя Казань / № 115 (4075) / Культура / За кулисами - скандал, на сцене - кот Матроскин

Кинофорум

За кулисами - скандал, на сцене - кот Матроскин

"Я это так не оставлю! Это бардак!" - возмущался председатель жюри VI Казанского международного фестиваля мусульманского кино (КМФМК) Ментай Утепбергенов на балкончике КРК "Пирамида" сразу по окончании церемонии закрытия кинофорума. Корреспондент "ВК" стала первой и единственной из казанских журналистов, кому он объяснил причину своего негодования.

"Подхалимы!"

- Ваше министерство культуры переиграло запротоколированное решение жюри фестиваля, - сказал Ментай Утепбергенов. - Я имею в виду специальный приз президента Татарстана "За гуманизм в киноискусстве". Решение о его присуждении принимает жюри. Так вот: все жюриоры проголосовали за фильм "Ловец ветра" башкирского режиссера Айсыуака Юмагулова. А на церемонии мы что увидели? Практически в самом финале, явно боясь скандала, ваш министр культуры в компании с Олегом Табаковым вручают приз "За гуманизм в киноискусстве" индийскому документальному фильму "Билал" Сурава Саранги. Международного масштаба несостыковка! Я не понимаю: если учредители вашего фестиваля такие крутые специалисты в области кино, то зачем они тратятся на работу профессионального жюри? Подхалимы! Всем хотят угодить: этим приз надо дать, этим... А как в первые дни фестиваля давили на меня представители Министерства культуры Татарстана! Все убедить пытались, что не надо давать призы фильму Юрия Фетинга "Бибинур"... Я возмущен. Я всюду теперь говорить буду, какие дела творятся на Казанском кинофестивале...

Трудности перевода

Ментай Утепбергенов подтвердил корреспонденту "ВК", что фильмы из конкурсной программы КМФМК до открытия фестиваля проходили экспертизу в Российском исламском университете. В результате - некоторые из них ("Американский Восток" Хишама Иссави, например) подвергались цензуре: сцены эротического характера из кинолент вырезались. Причем без ведома создателей фильмов. Свое отношение к такой самодеятельности г-н Утепбергенов формулировать не стал.

"Это грубое нарушение авторских прав, так делать нельзя", - сказала мне Вита Рамм, член Гильдии киноведов и кинокритиков России, кинообозреватель газеты "Известия".

Кстати сказать, цензора на КМФМК "включали" и высоконравственные переводчики-синхронисты фильмов. Как бы скупо или виртуозно герои иностранных фильмов ни матерились в кадре, переводились эти ругательства всегда одинаково: "Проклятье!". Впрочем, зачастую приблизительным был перевод и безупречных с этической точки зрения реплик.

- Переводчикам фильмов Казанского фестиваля еще очень далеко до мастерства знаменитого Алексея Михалева, он был гениальным синхронистом, - говорит Вита Рамм. - Они будто не понимают, что кроме знания языка, с которого переводишь, надо блестяще знать язык, на который переводишь. Думаю, Казанскому фестивалю нужно специально готовить переводчиков: устраивать им в течение года тренинги, семинары...

Перспективные татары

Одно из самых сильных впечатлений на г-жу Рамм произвела индийская кинолента Карана Джохара "Меня зовут Кхан" (этот фильм завоевал на VI КМФМК приз зрительских симпатий). А когда я поинтересовалась ее мнением о татарстанских фильмах, она предпочла говорить не "о грустном", а о "перспективных татарах в мире кино":

- Замечательную работу в конкурсе короткометражных фильмов представила Лина Асадуллина. Это фильм "Между слов", который вошел в последний альманах студенческих фильмов "The New Rus-sians!", ежегодно представляемый в Русском павильоне на фестивале в Канне. Лина родом из Казани, только что окончила Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерской игрового кино Ираклия Квирикадзе и Андрея Добровольского, очень перспективная. Думаю, будет правильно, если Татарстан поддержит новые кинопроекты Лины.

Фильм Асадуллиной "Между слов" получил на VI КМФМК диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Приз "За лучшую женскую роль"

Удивительное - рядом

VI КМФМК показал, что поклонников мусульманского кино в Казани не просто много, а очень много. Очередь в залы кинотеатра "Родина" занималась за час до бесплатного сеанса. И все равно везло не всем: в дичайшей давке успевали занять и кресла, и ступеньки самые энергичные киноманы, все остальные толпились потом вдоль стен. Очевидно, что фестивалю нужна другая площадка. Или отказ от бесплатных сеансов.

Зрители с интересом смотрели не только простое "народное" кино (башкирский "Ловец ветра", например), дающее возможность и посмеяться, и поплакать, но и мудреный арт-хаус (фильм ученика Алексея Германа-старшего Рамиля Салахутдинова "Которого не было")...

"Никогда не женюсь на татарке!"

На церемонии закрытия VI КМФМК без шаблонных благодарностей в адрес устроителей кинофорума выступил член жюри - турецкий режиссер Юксель Аксу.

- Моя первая жена была татарка, - неожиданно сообщил он. - Очень упрямая, настойчивая... Но я все равно любил ее. Когда она от меня ушла, я поклялся, что больше никогда не женюсь на татарке! А на днях я влюбился. В татарскую актрису. Она играла главную роль в фильме "Бибинур", это один из лучших фильмов, которые я видел в своей жизни...

Речь шла об актрисе Камаловского театра Фирдаус Ахтямовой. Жюри присудило ей приз "За лучшую женскую роль", а кинолента "Бибинур" выиграла номинацию "Лучший игровой фильм".

Фирдаус-ханум, получая награду, с трудом сдерживала слезы. В своем волнении она была так красива и трогательно беззащитна, что зрители перестали замечать стоящего рядом с ней на сцене Эдриана Броуди - главную звезду фестиваля. Броуди, кстати, и не пытался бороться за внимание публики: отошел к кулисам, когда Фирдаус-ханум подошла к микрофону и сказала: "Все хорошее в моей жизни случается, когда я этого не жду"...

Простой парень из рабочего квартала в Квинсе

Визит Эдриана Броуди должен был стать сенсацией VI КМФМК. Теоретически так оно и случилось: звезды мирового масштаба на пике своей карьеры на мусульманский кинофорум еще не приезжали. Практически - сенсации не получилось. Обескураживала простота выдающегося актера: он приехал в Казань без обслуживающего персонала, охотно отвечал на любые вопросы, терпеливо раздавал автографы...

Неуклюжая работа местного переводчика не только сделала общение Броуди с журналистами скучным. Традиционные для КМФМК "трудности перевода" еще и доказали, что после знаменитого монолога актера, который опубликовал в апреле 2008 года в журнале "Esquire" Стив Хед, шанс сказать о себе еще что-то интересное выпадет Броуди не скоро. Почти все его ответы подтверждали одно из откровений того монолога: "Прежде чем стать актером, я был простым парнем из рабочего квартала в Квинсе. По большому счету, если отбросить некоторые несущественные мелочи, им я и остался".

Самое любопытное из того, что он сообщил в Казани, - желание сыграть в кино Григория Распутина. Но такого предложения Броуди еще не получал.

Смена приза

Если раньше победителям фестиваля мусульманского кино вручали статуэтки "Золотой минбар", то в этом году, когда кинофорум лишился права называться "Золотым минбаром", изменился и приз. В этот раз им стала статуэтка в форме башни Сююмбике. За лучший сценарий ее получили Айдар Акманов и Владимир Чернышев (фильм "Ловец ветра", Башкортостан), за лучшую операторскую работу - Георгий Беридзе (фильм "Семья", Россия - Казахстан - Германия - Франция), за лучшую режиссуру - Ферейдун Хассанпур (фильм "Свой путь", Иран). Лучшими документальными фильмами VI КМФМК стали "Американский джихадист" Марка Клоуела (США) и "Женщины в борьбе" Бусины Канаан Хоури (Палестина).

В новой номинации "Лучший анимационный фильм" победила сирийская лента "Жасминовые птицы" Сулафы Хиджази. Кстати, организаторы мусульманского кинофорума решили учредить в будущем еще одну награду для создателей мультфильмов - специальный приз имени Александра Алексеева, выдающегося художника-мультипликатора, уроженца Казани...

"Мама! Он живой!"

Последние дни КМФМК совпали с началом казанских гастролей МХТ им. А.П. Чехова. Эти гастроли проходят в рамках юбилея Олега Табакова, который стал почетным гостем церемонии закрытия VI КМФМК. В честь Олега Павловича на церемонии пели и плясали дети в костюмах кота Матроскина и других героев мультфильма про Простоквашино. Табаков, если кто забыл, озвучивал Матроскина. В ответ на этот театрализованный подарок актер-юбиляр рассказал анекдот-быль: "Недавно на гастролях в Тольятти я вышел кланяться и услышал, как девочка с первого ряда прошептала: "Мама! Он живой!"...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА