Вечерняя Казань / № 117 (4077) / Горячие материалы / Некуда бедному студенту джип поставить

Запарковались!

Некуда бедному студенту джип поставить

Аварий меньше, пострадавших больше - таков неутешительный итог проведения в Казани Всемирного дня без автомобилей. По данным ГАИ, 22 сентября количество ДТП в Казани сократилось примерно на 25 процентов, однако только в Вахитовском районе получили травмы 5 человек - это вдвое больше, чем в обычные дни. К счастью, обошлось без жертв.

Чем свободней улицы - тем выше скорость движения и серьезней аварии. С этой точки зрения самые "безопасные" в Казани - улицы, прилегающие к вузам. Проехать по ним уже сейчас трудновато, ведь дороги стали стоянками.

Автомобиль не роскошь?

Когда лет пятнадцать назад мой однокурсник-предприниматель приезжал в КГУ на сессию на своем джипе, он был единственным автомобилистом на всем курсе. Сейчас таких студентов в Казанском университете столько, что железным коням тесно, а подходящих "конюшен" при КФУ нет. Машины учащихся стоят на Кремлевской под знаками "Остановка запрещена" порой в два ряда, забивают до отказа улицу Нужина, Университетскую, сужают до предела одностороннюю улицу Профсоюзную.

Иногда найти свободный клочок асфальта водителям удается лишь на Чернышевского, Кави Наджми, у Черного озера. Те, кто торопится, бросают машины на тротуарах. А есть наглецы, которые встают в двух метрах от памятника Бутлерову на улице Пушкина. "Альтернативная" парковка ГУМа за 20 рублей в час молодежь не устраивает. "В нашей группе машины есть практически у всех, и, если бы была платная стоянка для студентов, скажем, за 300 рублей в месяц, тогда бы мы, может, платили", - рассуждает, сидя за рулем "Вольво", пятикурсник с юрфака.

- Реально нас могут спасти только многоуровневые стоянки на прилегающей территории - той же Профсоюзной, - комментирует ситуацию руководитель аппарата КФУ проректор Андрей Хашов. - Вопрос много раз обсуждался, но до 2012 года президентом страны введен мораторий на инвестиционные проекты вузов, а без вложений мы ничего построить не можем. Если закрыть проезд по Кремлевской, то машины затопят Профсоюзную и другие улицы.

У федерального вуза лишь три небольшие парковки со шлагбаумом. Пропуска выдаются "в зависимости от должности и заслуг" - то есть не всем преподавателям. Любопытно, что на каждой из официальных парковок оборудована мини-парковка для велосипедистов. Сейчас на ней всего один велик, но, по словам охранников, летом у второго корпуса выстраиваются по 10 - 12. Правда, приезжают на них преподаватели - с факультетов истории и ВМК.

Свои жмут на кнопку

Самая высокая парковка Казани, пожалуй, на холме КГФЭИ - из машины крыши домов видать. Строго говоря, парковки здесь сразу три: для руководства вуза, сотрудников и студентов. Две первые - под видеонаблюдением и охраной, но для заезда не нужно предъявлять пропуск. У каждого автомобилиста-преподавателя есть дистанционный пульт: нажал на кнопку - шлагбаум открылся. Студенческая стоянка - это просто неровный участок пустыря, заезд свободный, охраны нет, но снег зимой здесь убирают. По словам ребят, мест всем не хватает, приходится оставлять машины на улице Бутлерова и у подножия вузовского холма напротив "Гранд-отеля Казань".

"Я не готова отказаться от машины, из Московского района сюда добираюсь за 20 минут, а раньше на общественном транспорте в 2 - 3 раза дольше выходило", - говорит студентка КГФЭИ Альбина, недавно ставшая владелицей автомобиля "Хендай Гетц".

У зданий КГТУ (КХТИ) и аграрного университета на Карла Маркса студенческих парковок нет вообще. Результат этого можно наблюдать на улицах Толстого, Жуковского, Большой Красной, Карла Маркса и Горького. На первых двух пожарная машина не проедет - настолько сужен проезд. Да и пешеходу сложновато: машины оккупировали тротуар. Кроме "химиков" и "агрономов" здесь же паркуются студенты медуниверситета. А также сотрудники вузов.

"Профессоров на "преподавательскую" парковку пускают, доцентов - уже нет", - пожаловался корреспонденту "ВК" один из сотрудников КГТУ. По его словам, на территории вуза есть участок свободного асфальта - под окнами ректорского кабинета, но занимать его не дают. Официальная версия: пожарные запретили.

На стоянке аграрного университета - шлагбаум, охрана и разметка с номерами парковочных мест. В прошлом году, по словам студентов, им разрешали здесь парковаться за 15 рублей в день, теперь и за деньги не пускают. Демократичней подход руководства КГТУ им. Туполева: прямо у входа в седьмое здание паркуются и преподаватели, и студенты. Неформальная стоянка - у развалин за сквером Баки Урманче. В "окушке" сидят будущие специалисты в области авиации Артур, Руслан и Булат. Ребята говорят, что без машины учиться было бы тяжело: порой за день нужно побывать в трех разных зданиях КАИ, в их группе - пять водителей, так что доехать на лекции группа успевает.

- В генплане развития университета предусмотрены места новых парковок при строительстве учебных корпусов и общежитий в районе Чистопольской - Амирхана, - поделился информацией проректор КГТУ им. Туполева Владимир Горбунов. - Так что наша перспектива - переезд, но пока нет финансирования.

Требуются пешеходы и земля

За день через центр столицы проезжают более 90 тысяч машин и 580 - 600 тысяч людей - таковы данные мониторинга комитета по транспорту. По оценке сотрудников ГАИ, на постой в центре в рабочий день останавливаются порядка 5 - 10 тысяч автомобилей. "Если оставить как есть, скоро будет коллапс, и пробки в Казани будут серьезнее, чем в Москве, нужна комплексная программа", - комментирует ситуацию с парковками в центре начальник Вахитовского отделения ГИБДД УВД Казани Михаил Савин.

Реальных путей решения проблемы не так много. Можно проанализировать загрузку площадей на коммерческих парковках в центре Казани и попробовать арендовать часть площадей. Можно давить на сознательность и нещадно штрафовать водителей-нарушителей с целью пересадить всех студентов на общественный транспорт. А еще можно строить совместными силами вузов, города, республики многоуровневые парковки. Если для министерских дворцов деньги и земля в центре города есть, то, может, и для людей найдется?

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Ирина ПЛОТНИКОВА