Вечерняя Казань / № 118 (4078) / Культура / Виктор Зинчук: я ведь, слава богу, не народный артист России

Интервью "ВК"

Виктор Зинчук: я ведь, слава богу, не народный артист России

В минувшую субботу по приглашению арт-бюро "Антипод" в Казани выступил гитарист Виктор Зинчук. Многие считают его "золотой гитарой России", но есть и такие, кто полагает, что Зинчук в мире музыки - как Анастасия Волочкова в мире балета, которая как балерина не интересует практически никого.

Зинчук играл в ресторане "Maximilian`s". Публика визжала так, будто впервые в жизни слышала шлягерные сочинения Штрауса, Баха, Паганини и другую популярную классику... А на вопросы корреспондента "ВК" Виктор Зинчук ответил за полчаса до выступления.

- Вы впервые даете сольный концерт в Казани?

- Думаю, да. Хотя впервые приезжал в Казань... Страшно вспомнить, в 1980 году! Я тогда играл в группе "Арсенал". Потом приезжал с группой Юрия Антонова... Казань всегда славилась взыскательной и понимающей инструментальную музыку аудиторией. Думаю, сказывается наличие в городе консерватории, а еще и близкое знакомство казанцев с пентатонической музыкой, которая лежит в основе татарского фольклора. Я очень люблю татарскую народную музыку, она великолепна! Даже диск себе недавно купил, он называется "Кышкы моннар". А с некоторых пор Казань для меня еще и город особенного драйва. Приезжаю сюда периодически с футбольной командой "Старко", в которую входят звезды российской эстрады. И мы играем благотворительные матчи со сборной "Администрация Татарстана". Поединки, как правило, заканчиваются вничью, но главное-то не это! Главное - нам удается собирать значительные суммы денег в помощь детям, нуждающимся в дорогостоящем лечении.

- Вас не обижает, что площадкой для вашего сольного концерта в Казани стал пивной ресторан?

- Нисколько. Во-первых, я большой любитель пива и не скрываю этого. Обожаю немецкое пиво: у меня открытая виза в Германию, могу в любой момент поехать в Баварию... Ну а во-вторых, я ведь, слава богу, не народный артист России, у меня нет пафосной планки, которая не допускает выступления в ресторанах. Я всего лишь заслуженный артист России, могу играть всюду.

- Как правило, вы играете произведения классиков в собственной аранжировке. Не кажется ли вам, что вы упрощаете шедевры?

- Это не так. Я, наверное, первый и до сих пор единственный музыкант, который играет на гитаре то, что до меня на гитаре не играл никто. Сочинения Рахманинова, Бетховена, Баха, Вивальди, Штрауса... Свои переложения шедевров я не считаю упрощенной версией классики. Наоборот, я усложняю эти произведения, включая в них большие виртуозные фрагменты собственного сочинения.

- А зачем? Чтобы подтверждать снова и снова, что вы рекордсмен по быстроте игры на гитаре?

- Еще в 2001 году я установил мировой рекорд: играл "Полет шмеля" Римского-Корсакова со скоростью 20 нот в секунду. Это зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса. Но я не люблю, когда, говоря обо мне, сосредотачиваются на этом рекорде. Я не из тех, кто носит с собой на концерты дипломы и грамоты. В любом месте, выходя на сцену, я играю как в первый и в последний раз. Каждый раз я себя тестирую. И понимаю, что публику не обмануть. А к мировому рекорду по быстроте игры на гитаре отношусь как к шутке. Рекорды для меня не самоцель, нет. Просто нужно технически безупречно играть, если ты профессионал. И не только "Полет шмеля". Мне приятно, когда моя техника, моя игра не оставляет слушателей равнодушными. Десятки раз уже было: подходят после концерта мамы и говорят, что их сыновья спивались, а вот увидели меня и увлеклись игрой на гитаре, начали новую жизнь...

- В 1995 году одна из российских страховых компаний застраховала ваши руки на полмиллиона долларов США. Что, у вас самые ценные руки в мире?

- Нет. Контракт со страховой компанией уже расторгнут, и слава богу. Понимаете, мне мешал нездоровый интерес к баснословной сумме этой страховки. Многие мне тогда говорили: "Витя, непонятно, что ждет тебя в будущем, давай сломаем тебе руку, сразу получишь полмиллиона долларов!". Я не соблазнился. Продолжил и продолжаю работать, играть... Суставы, конечно, изнашиваются, но это нормально. Я умею ухаживать за своими руками, но особо не заморачиваюсь. Помню, Жанна Агузарова мне рассказывала, что Эрик Клэптон делает на руки примочки из морских водорослей, что эффект потрясающий. Я тоже делаю такие примочки. Курорты посещаю в Италии.

- Вы дружите с Агузаровой?

- Нет, не дружу. Знаем друг друга, но видимся редко. Я дружу с членами футбольного клуба "Старко". С Крисом Кельми, с Пьером Нарциссом, Владом Топаловым, Сергеем Крыловым...

- Вы никогда не рассказываете о своих родных и близких, о семье...

- Это грустная история, стараюсь не откровенничать... Но мне уже больше пятидесяти лет, может, можно уже и рассказать? Вам правда любопытно?.. Многих близких я уже похоронил. Маму, папу... Сын мой погиб, в Нижнем Новгороде похоронен... Минувшим летом, когда адская жара в Москве стояла, умерла моя сестра: инфаркт... Но я не одинок. У меня есть семья: замечательные жена и сын... Жизнь продолжается. Жизнь разная.

- Что помогает вам не утратить аппетит к жизни?

- Книги на тему позитивной психологии. А недавно, вы удивитесь, прочитал на итальянском языке, который очень хорошо знаю, сказку Карло Коллоди "Приключения Пиноккио. История деревянной куклы", получил огромный заряд бодрости и оптимизма. А еще меня меняет, делает лучше музыка. Но тут я не оригинален: музыка всех делает лучше. Она, как ученые доказали, меняет структуру воды, а я уверен, что она еще и структуру человека меняет. Но только если это правильная музыка. Я, например, играю правильную музыку. Экологическую.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА