Вечерняя Казань / № 119 (4079) / Авто / Мото / Штрафуй не штрафуй - все равно беспорядок

Дорожные монологи

Штрафуй не штрафуй - все равно беспорядок

В субботу перед мэрией Казани прошел митинг, организованный правозащитниками и поддержанный татарстанским представительством Федерации автомобилистов России. ФАР вышла со своими лозунгами: призвала республиканскую ГАИ навести порядок на дорогах и прекратить вольно трактовать КоАП, имея в виду применение к заехавшим на "автобусную" полосу водителям "специальной нормы КоАП", влекущей наложение штрафа в 500 рублей. Управление ГИБДД по РТ отреагировало через три дня - разослало в СМИ документ, в котором недвусмысленно заявляется: как трактовали, так и будем трактовать, как штрафовали, так и будем штрафовать.

- Мы надеялись на конструктивный диалог с руководством ГАИ, - сказал вчера корреспонденту "ВК" региональный представитель ФАР Рамиль Хайруллин. - После митинга мне рассказывали, что якобы в какой-то момент к автомобилистам подходил для переговоров начальник Вахитовской ГАИ, однако я лично его не видел, с ним не говорил, хотя все время находился на площади...

Диалога не случилось - не захотели представители ГАИ обсуждать с автомобилистами тонкости применения КоАП. А в "монологе", который разослала ГИБДД в СМИ после митинга, право применять за езду по автобусной полосе 500-рублевые санкции согласно специальной статье КоАП 12.15 ч.1 обосновывается так: "Пункт 9.7 Правил дорожного движения гласит, что если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, то движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам". Мол, пересекая сплошную полосу, где не положено, водитель этот пункт нарушает.

А если водитель пересек границу "автобусной полосы" там, где есть прерывистая разметка, и дальше едет, разметку не пересекая? Пункт 9.7 ПДД при перестроении наезжать на прерывистые линии разрешает... А в КоАП об ответственности за движение именно по автобусной полосе вообще ничего не сказано, хотя многие другие случаи нарушения правил расположения транспортных средств на проезжей части, влекущие тяжкие последствия (например, выезд на встречную полосу), там оговорены.

В общем, как ни крути, а выезд на автобусную полосу должен караться согласно "общей" статье 12.16 как несоблюдение требований дорожных знаков или разметки - штрафом в сто рублей. Теперь это подтверждается письмом, полученным представителями ФАР из Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Автомобилисты очень хотели показать этот документ представителям ГАИ, чтоб те растолковали, почему они с вышестоящим своим начальством категорически не согласны. Не вышло. Заготовленные к митингу копии письма с разъяснениями заинтересовали лишь автомобилистов.

Среди прозвучавших на митинге лозунгов был и такой: "На первом месте в работе ГИБДД должно находиться обеспечение безопасности движения, а не количество выписанных штрафов". Пока идут споры о размере штрафа за езду по автобусным полосам, на казанских улицах заработала видеофиксация, помогающая карать за остановку и стоянку на них.

По информации УГИБДД, с 31 июля по 28 сентября по результатам видеофиксации разослано более 3200 "писем счастья". В основном - за стоянку на Правобулачной, Сибирском тракте, улицах Салимжанова, Павлюхина и Карла Маркса. Объявляя о начале видеофиксации, начальник республиканской ГАИ Рифкат Минниханов пообещал, что начнут ее вводить именно на улице Карла Маркса, потому что с владельцами стоящих на ней автомобилей инспекторам ГАИ общаться сложновато. Он имел в виду, что у нарушителей там всегда наготове крутые "корочки".

В сентябре около трети штрафных квитанций отправили по итогам видеофиксации парковки с нарушениями на улице Карла Маркса. Но в рабочие дни автобусные полосы на ней по-прежнему забиты стоящими автомобилями. Получается, штрафы не помогают. Так, может, все-таки правы автомобилисты, упрекая ГАИ за увлечение штрафами в ущерб работе по организации безопасного движения?

Между тем с автобусными полосами назревает еще один скандал. Автобусные полосы введены в Казани постановлениями горисполкома. Но водители-"законники" обнаружили в статье 23 Градостроительного кодекса РФ пункт 2, где сказано, что схемы и проекты организации дорожного движения на автомобильных дорогах относятся к генеральным планам поселений. А согласно части 1 статьи 24 того же кодекса внесение изменений в такие планы утверждается представительным органом местного самоуправления. То есть никак не горисполкомом. В общем, ФАР готовит новые запросы в правоохранительные органы...

Инна СЕРОВА