Вечерняя Казань / № 121 (4081) / Социальные проблемы / Как жильцы всем домом заплатили за арендаторов

Фига в кармане

Как жильцы всем домом заплатили за арендаторов

По закону "О защите прав потребителей" поставщик услуг не вправе взимать плату за неоказанные услуги. На страже закона стоят Роспотребнадзор, прокуратура, а в случае с жилищно-коммунальными услугами - и жилищная инспекция. Но эти ведомства отчего-то никак не могут отучить управляющие компании навешивать на жильцов многоквартирных домов платежи за неизвестно кем потребленную электроэнергию. Уж что они только не делают... Впрочем, а что они делают?

Полтора года назад казанцу Владимиру Малаеву пришел счет с долгом за электроэнергию, чуть ли не впятеро превышающим среднемесячный платеж. Экономный Малаев за электричество платит по счетчику и строго следит, чтобы счетчик зря не крутился. Увидев в графе "долг" сумму в 1723 рубля с копейками, он вспомнил, как недавно вызванный для починки проводки электрик сказал, что к домовому счетчику его дома №164 по улице Декабристов нелегально подключено не меньше десятка объектов - от магазинов и уличных киосков до светофора на перекрестке улиц Декабристов и Гагарина. Малаев заподозрил, что управляющая компания Московского района хочет, чтобы он и его соседи заплатили за все, включая светофор. И вместо того чтобы бежать в банк оплачивать счет, решил писать жалобы. Вначале в управляющую компанию, потом, не добившись толку, в жилищную инспекцию, Роспотребнадзор и прокуратуру.

Переписка затянулась больше чем на год. Вопрос о светофоре остался невыясненным. А первым реальным результатом стал полученный в мае 2010-го ответ из Роспотребнадзора: "Установлено, что между арендаторами (хлебный магазин, магазин "Рауки", ООО "Пресс-информ", ИП Галиуллин) и ООО "УК ЖКХ Московского района" заключен агентский договор на предоставление электроэнергии через присоединенную сеть в жилом доме №164... Оплата арендаторами проводится согласно показаниям приборов учета, за исключением января, марта, апреля, мая 2009 года... За выявленное нарушение (то есть за то, что в вышеперечисленные месяцы арендаторы согласно счетчикам потребленную энергию не оплатили. - И.С.)... на должностное лицо ООО "УК ЖКХ Московского района" составлен протокол об административном правонарушении...".

Владимир Малаев не стал вникать в тонкости вроде вопроса, что это за "лицо" такое с аббревиатурами "УК" и "ЖКХ" вместо должности, имени, отчества и фамилии и насколько суров был составленный на это загадочное лицо протокол. Удивившись, что Роспотребнадзор так и не сообщил ему, на какую конкретно сумму поживились электричеством за счет жильцов арендаторы, он стал ждать перерасчета, который пообещал Роспотребнадзор "согласно полученной информации ООО "УК ЖКХ Московского района".

В счете за июнь в графе "переплата" Малаев обнаружил сумму, которую иначе как за насмешку принять нельзя - 276 рублей девять копеек. И пришел к выводу: долги арендаторов за прошлый год УК с него не списала, а перерасчет был текущим, в связи с тем что весной и летом расход электроэнергии у всех закономерно уменьшается.

Малаев пожаловался на управляющую компанию в жилинспекцию. Но там, как и в Роспотребнадзоре, не стали выяснять, сколько энергии утекло через общедомовой счетчик к арендаторам и какую сумму следует списать со счетов у жильцов, а довольствовались информацией, предоставленной все той же УК. И отписали Малаеву: "По информации ООО "УК ЖКХ Московского района"... нарушения... устранены... по вашей квартире произведен перерасчет...".

Подшив ответы из двух инстанций к новой жалобе, настырный жилец обратился в районную прокуратуру. Там подтвердили факт нарушения и сообщили, что на имя начальника управляющей компании внесено представление об устранении... ну и так далее, без конкретизации сумм. А вслед за ответом из прокуратуры Малаеву пришло письмо из коллекторской конторы с требованием немедленно уплатить долг...

- Арендаторы энергию потребляли, но не платили, то есть, по сути, имела место кража электричества, и это доказано. Почему же я и другие жильцы должны за это платить? - недоумевает Владимир Малаев.

- До марта прошлого года при расчетах за электроэнергию все киловатты, которые оставались после вычитания из показаний общедомового счетчика показаний квартирных счетчиков и нормативов, по которым энергию оплачивали те, кто счетчиков не имеет, распределялись между теми, кто платит по счетчику, как израсходованные на общедомовые нужды, - пояснила корреспонденту "ВК" замначальника отдела по защите прав потребителей Ирина Ахметшина. - Возможно, долг связан с этим.

Возможно. Но почему никто из проверяющих не выяснил, сколько киловатт-часов ушло не на общедомовые нужды, а на нужды арендаторов? Почему никто не сообщил жильцам суммы, которые арендаторы должны были уплатить, и суммы, которые жильцам обязана вернуть УК?

Уникальным назвала это расследование занимавшаяся жалобой Малаева сотрудница Роспотребнадзора Ирина Петренко, имея в виду, что в отличие от других жалоб по этой факт бесплатного потребления энергии арендаторами был доказан. Но неясность в главном вопросе - на какую сумму обсчитали жильцов - свела его результаты к нулю.

Многие соседи Владимира Малаева, которым тоже приписали "долги", бороться за свои деньги не стали - заплатили, сколько требуют. Исход, при котором им сделают справедливый перерасчет, им даже не уникальным кажется, а фантастическим. А зачем тогда нервы себе трепать?

Вот цитата из доклада о деятельности уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан в 2003 году: "Коммунальные службы... не принимают мер к компенсации сумм за неоказанные услуги". С тех пор коммунальные службы несколько раз меняли названия и форму собственности, а жильцы стали им платить за неоказанные услуги во много раз больше. И это, по сути, все, что изменилось за семь лет усиленного реформирования ЖКХ и упорной борьбы за права потребителей жилищно-коммунальных услуг уполномоченных на то ведомств.

Инна СЕРОВА