Вечерняя Казань / № 121 (4081) / Культура / "Он уже в двадцать лет знал, каким будет наш "Прометей"
Фестиваль-посвящение
"Он уже в двадцать лет знал, каким будет наш "Прометей"
Фестиваль светомузыкального искусства завершился в Казани. Публике показывали эксперименты с цветовым кодированием слов, музыки и пластики. Играли то на гитаре без струн, звучащей от прикосновений, то на терменвоксе, поющем женским голосом от взмахов руки, а то и на барабанах, которые пели и даже рисовали.
Все эти "чудеса" должны были оживить главное: 370 страниц научных докладов, большинство из которых было посвящено синестезии - загадочной способности мозга не просто слышать звук, но и, например, "видеть" его или, просто трогая предмет, одновременно чувствовать и его вкус.
Значительный вклад в теории о человеческом сознании, культуре, искусстве и особенно синестезии внес наш земляк - профессор Булат Галеев. Его памяти и был посвящен фестиваль.
|
Как же это ему удается, пытались понять ученые и получили неожиданный ответ: оказывается, у человека-уникума каждое слово, звук или событие отзывались в голове образами. И он, мысленно "прогуливаясь" по какой-нибудь умозрительной улице, расставлял их у домов, ворот и окон магазинов. Если пропускал какое-то слово, то объяснял это так: "Карандаш я поставил около ограды, и он слился с нею, так же как и яйцо, которое я прислонил к белой стене". Образы - цвет или запах, характер - имели для него и цифры.
Впоследствии этот человек стал знаменитым мнемоником: специалистом, который помогает другим запоминать информацию с помощью вспомогательных средств - картинок, жестов, движений... Пациент Лурии был классическим синестетиком - человеком, у которого при раздражении одного органа чувств одновременно возникают ощущения, свойственные и другим органам.
Ученые предполагают, что синестетиками рождаются все люди, только теряют эти способности к 6 - 12 месяцам. Впрочем, иногда они нет-нет да и проявляются. Например, известны случаи, когда люди, ослепшие после травмы мозга, начинали "видеть" предметы каким-то иным, загадочным образом. Это значит, что мозгу не меньше воздуха нужны чувства и ощущения, чтобы работать, но, с другой стороны, если их нет, то мозг пластичен - он как-то может компенсировать недостающее сам.
На заре советской космонавтики академику Королеву очень понравился аппарат, который изобрел молодой казанский физик Булат Галеев. Его индикатор должен был спасать космонавтов от депривации - состояния, когда от монотонности окружающего мира они перестают реагировать на окружающее. Индикатор Галеева "включал" у космонавтов несколько чувств одновременно, утоляя голод ощущений. Аппарат прошел 500 часов испытаний, но не смог полететь в космос: для его работы были нужны портативные магнитофоны, которых еще не было в то время. Но на празднике, посвященном 10-летию полета Гагарина, республику по просьбе космонавтов представлял именно Галеев.
- Соединять звуки, пространство, свет и цвет люди пробовали еще в древности, - рассказал корреспонденту "ВК" старейший участник фестиваля Михаил Заливадный, кандидат искусствоведения из Санкт-Петербурга, - например, Луи Бертран Кастель в свое время сделал клавесин со светящимися разноцветными окошками. Но только в середине пятидесятых годов ХХ века проблема сдвинулась с мертвой точки. Прорыв совершили три человека: Чарльз Осгуд, Дерик Кук и Булат Галеев. Осгуд придумал систему, которую в шутку объясняют так: опрашивая американцев, как они относятся к Мао Цзэдуну, можно узнать, кто будет следующим президентом США. Он создал шкалы ассоциаций, на концах которых были противоположные понятия, и эти шкалы объединяли, казалось бы, не связанные друг с другом понятия в одно целое. Но как найти противоположности в этом итальянском стихотворении (произносит по-итальянски): "Камыши имеют запах тины, увядающих роз, перезрелых персиков и смерти". Кук дополнил, что смысл и истину можно найти только на пересечении шкал, и тогда в одной системе окажутся отец, мать, самосознание "я", грех и обман. И только Галеев придал системе законченный вид: он доказал, что измерения могут менять структуру и конец может быть одновременно и началом. Он открыл это почти одновременно с математиками, придумавшими аналогичную теорию нечетких множеств.
"Он уже в двадцать лет, когда мы с ним только встретились, знал концепцию светомузыкального искусства, знал, каким будет наш "Прометей", - утверждает Елена Ванечкина, вдова Галеева.
Один из русских синестетиков - знаменитый звонарь Константин Сараджев, говорят, слышал на расстоянии: сидя дома, мог услышать, как фальшивит флейта на концерте в здании театра, а потерянные вещи находил... по звуку. Он не признавал нотную грамоту, уверяя, что слышит в октаве не 7, как все, а 1701 звук. Но был очень неприспособлен к миру материальному: иногда забывал надеть пальто и шапку. Галеев тоже как-то... забыл оформить документы на получение звания заслуженного работника культуры. Впрочем, и чиновникам не были интересны ни он, ни его теория о множестве чувств. В последние годы созданный им центр "Прометей" постепенно закрывался. А Булат Галеев, по словам его сестры Сумбуль Галявиной, шутил: "Я их перехитрю: умру раньше, чем они нас закроют". Однако светомузыкальный фестиваль снова состоялся - в шестнадцатый раз. Елена Ванечкина пришла на него, даже опираясь на костыли.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Айгуль ШАРАФИЕВА