Вечерняя Казань / № 123 (4083) / Городские новости / Кто оденет казанских мусульманок?

Модная тема

Кто оденет казанских мусульманок?

Может ли спор о том, как завязывать платок, длиться сотни лет? Оказывается, может - если это платок мусульманки. Стремление нынешних казанских мусульманок укутываться в платки и носить платья до пят вызывает споры даже в среде самих верующих...

Наши мусульманки будут одеваться как иностранки, обещает Союз мусульманских женщин - организация, существующая при Духовном управлении мусульман Татарстана. В Казани открывается цех по пошиву исламской одежды, и выкройки для него предоставят победители международного конкурса "Islamic fashion", который пройдет в Казани в конце октября.

Участники конкурса все сплошь иностранцы. И кто из них оденет казанских мусульманок - турки, индонезийцы или дизайнеры из Ирана, Ирака, Марокко, Кувейта, Финляндии или ОАЭ, станет ясно 2 ноября, после подведения итогов конкурса. На сегодня известно, что местных дизайнеров на конкурс не приглашают: нам нужно выдержать высокий профессиональный уровень мероприятия, объясняют организаторы.

Кстати, единый когда-то фестиваль национальной и исламской одежды, несколько лет подряд проходивший в Казани, теперь поделен. Традиционную татарскую одежду в качестве сувенира уже показали гостям фестиваля мусульманского кино, а отделившийся от него конкурс мусульманской одежды "Islamic fashion", название которого запатентовала председатель Союза мусульманских женщин Наиля Зиганшина, пройдет позднее и с прицелом на бизнес. С лучшими дизайнерами-иностранцами подпишут договоры и казанские магазины, и производители.

"Мы хотим, чтобы мусульманки республики вписались в мировой контекст, и с помощью красивой одежды - тоже", - так прокомментировала свои планы корреспонденту "ВК" Наиля Зиганшина. Однако трудно не заметить, что контекст этот пока скандальный. Франция, Бельгия и Италия приняли закон, запрещающий ношение паранджи в общественных местах. А когда в Чеченской Республике девушек без платков начали обстреливать из проезжающих машин пейнтбольными шариками, чеченский кадий наперекор президенту Чечни сделал заявление о том, что ни один посторонний мужчина не имеет права делать замечания по поводу внешнего вида женщины, не являющейся ему родственницей...

А имам Закабанной мечети Казани Сеиджафар Лутфуллин подверг резкой критике даже саму идею конкурса.

- Грех это, зарабатывание денег и способ отвлечь девушек от главного - от духовного. Вот какая одежда нужна людям сегодня, - сказал он корреспонденту "ВК", показывая на мешки с одеждой, собранной прихожанами для бедных. - И женам высоких мусульманских чиновников (Наиля Зиганшина - жена председателя Духовного управления мусульман РТ. - А.Ш.) надо было бы налаживать систему благотворительности, а не собирать деньги на какие-то греховные конкурсы! Ведь там девушки будут выставлять себя напоказ, а чужие мужчины - совокупляться с ними глазами!

Глазеть плотоядно на чужих женщин - грех, твердят казанские имамы. И все же необходимость приведения вновь обращенных в "надлежащий вид" считают важным шагом на пути к религии почти все религиозные деятели в Татарстане - и те, кто за конкурсы, и те, кто против них. Вторит им и Интернет. "Кто в друзьях у сатаны? - спрашивают на сайтах, называющих себя "мусульманскими". И отвечают: - Подавляющее большинство девушек, которые не желают следовать исламским нормам - носить хиджаб и т.д. Когда наступит Судный день? Когда женщины будут одеты так, словно они раздеты". И активистки Союза мусульманских женщин призывают "каждый день делать маленький шаг к хиджабу, чтобы приблизить себя к вере". Хиджабом они называют одежду, которая закрывает все, кроме лица и кистей рук.

Первая татарская театральная
труппа "Сайяр" (начало ХХ века)

В этом году на праздничных линейках 1 сентября выделялись девочки, которые пришли на свой первый урок в белых платочках. Родители мальчиков, в чей класс попали эти нежные создания, были счастливы: с такими девочками в школе будет порядок и нравственная чистота. Но может ли один платок быть гарантией воспитанности? Сто лет назад всемирно известный богослов, публицист и политолог Муса Бигиев, размышляя о причинах кризиса мусульманского Востока, называл одну - униженное состояние женщины, матери, вызванное невежеством общества.

"Ценность невинности уравнялась со стоимостью трехгрошовой накидки",- писал он, утверждая, что угнетенные женщины Востока растят слабых духом детей. Кстати, в то время в отличие от мусульманок Востока татарские женщины и учились, и даже служили в театре (первой актрисой-мусульманкой была татарка).

"Я понимаю, что в ношении платка сегодня есть какая-то демонстративность. Люди в России устали от безнравственности и хотят отделить себя от нее - хотя бы и при помощи платка", - оценивает "новую моду" Гульнара Кадырова. Этнограф и дизайнер, она обшивает муфтиев и их жен с учетом татарских традиций и утверждает, что научила служителей культа одеваться в сдержанные темно-зеленые или темно-синие тона. И все же на конкурс "массовой мусульманской моды" ее не пригласили.

- С фотографий XIX века на нас смотрят девушки в крошечных калфачках, на девушках гроздьями висят украшения - гордость нашей культуры, - говорит дизайнер. - Укутывание шеи и мешковатые платья - это не исламские традиции, а обычаи народов из южных стран, продиктованные палящим солнцем и песчаными бурями. Когда москвички, только что принявшие ислам, надевают черную чадру и шпильки, то это можно объяснить незнанием традиций. Но нелюбовь татар к татарскому - это просто кризис самоидентификации.

- Это просто мода, - спорит с ней художник энциклопедии по истории Древней Евразии Ольга Морозова. - Тысячу лет назад, в девятом веке, арабы брали дань с тюркских народов только готовой одеждой. Им нравилась тюркская мода: десятки видов головных уборов, шелковые черные накидки с жемчужинами, заколки со стеклянными бусинами, шапочки в виде конусов, прически, требовавшие даже сооружения каркасов, сапоги, маленькие сумочки... А ведь к тому времени арабы уже двести лет как были мусульманами. Уверена, что Коран не требует отменять чьи-то древние традиции - ни татарские, ни арабские. Думаю, он вне моды.

На самом деле, чего же требует в одежде Коран? Чтобы ответить на этот вопрос, его нужно как минимум прочитать. Но в мусульманском мире существовал негласный запрет на его перевод с арабского, так что верующие, у которых возникали вопросы, должны были довольствоваться комментариями имамов. Священная книга мусульман 106 раз переводилась на английский язык, 100 - на французский. И лишь 12 - на русский, со времен Петра Первого.

Первым мусульманином в мире, который перевел Коран, был Муса Бигиев. Это случилось в те годы, когда многие были озабочены судьбами мусульманской цивилизации: татары создавали идейное движение джадидизм, которое упрекало отцов в косности, мешающей прогрессу, а англичане тайно поддерживали укрепление ваххабизма.

Перевод Корана, сделанный Бигиевым, произвел эффект взорвавшейся бомбы. Богослов обратил внимание на то, что ислам, в отличие от других религий, не обвиняет женщину в первородном грехе, не говорит о том, что женщина была создана из ребра Адама. И, наконец, Бигиев заявил, что хиджаб относится к... мужчине! Аят, в котором он упомянут, по словам Бигиева, это перечень требований к мужчинам: если, например, они хотят "попросить о чем-нибудь жен Пророка, то должны делать это из-за занавеси - хиджаба". И под ним подразумевается не кусок материи, а требование почтительности и такта. После этого перевода Бигиев сидел и в советских застенках, и в английских.

"Все беды - от незнания", - считает Валерия Порохова. Она единственный в России человек, чей перевод Корана на русский признан каноническим. Ислам, как и все религии, требует покрывать голову, поясняет она: "Накидывайте шаль на голову и плечи, дабы закрыть разрез на груди". А какой формы он должен быть, то это, по словам Пороховой, никак не описано: "Это личное дело каждой женщины, это ее мода. Единственное, о чем не может быть речи, это оголение грудки, ножки или попки". Что касается самой Пороховой, принявшей ислам, то она появляется в обществе неизменно в оригинальной шляпке.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айгуль ШАРАФИЕВА