Вечерняя Казань / № 126 (4086) / Медицина / Закон сделает полис узнаваемым
Кто во что горазд
Закон сделает полис узнаваемым
Приехав на каникулы в Петербург, казанская студентка Елена Чеснокова заболела. По соседству с ее гостиницей была поликлиника, в нее девушка и обратилась за помощью. Но получила от ворот поворот: ее медицинский полис не вызвал у сотрудников лечебного учреждения доверия.
Вернувшись в родной город, девушка рассказала корреспонденту "ВК" о приключениях татарстанского полиса в Северной столице:
- Сотрудница регистратуры не приняла у меня полис, поскольку он не был похож на те, которые имеют хождение в Петербурге, и отказалась записать на бесплатный прием к врачу. В итоге врач меня все-таки осмотрел, но просто потому, что пожалел, ведь, пока мы спорили, мне стало совсем плохо...
Вспомнив, как несколько лет назад в разных городах и весях России официальные лица и сотрудники правоохранительных органов отказывались признавать татарстанские паспорта, корреспондент "ВК" попыталась разыскать на сайте Фонда обязательного медицинского страхования стандартную форму полиса ОМС - обязательного медицинского страхования, чтобы сравнить ее с нашей, татарстанской. И не нашла. Обратилась за разъяснениями в республиканский Фонд ОМС.
Заместитель директора фонда Марина Мухаметзянова развела руками: нет, оказывается, никакой утвержденной формы. Закон регламентирует в полисе наличие определенных сведений, а как должен выглядеть листок, куда эти сведения вписываются, решает страховая компания. В результате по России ходит огромное количество разных полисов - от крохотных пластиковых карточек до "простыней", которые приходится вдесятеро складывать, чтобы в паспорт вложить. Только в Татарстане имеют хождение полисы ОМС трех видов - компаний "Ак Барс-Мед", "Спасение" и "Чулпан-Мед".
- Впервые слышу, что наш полис где-то не признали, - заметила Мухаметзянова. - Видимо, виновата общая безграмотность регистратора. Но в таком случае девушке следовало обратиться к руководителю лечебного учреждения или позвонить в свою страховую компанию по бесплатному телефону, который указан в ее полисе. Свои права, в том числе на бесплатную медицинскую помощь, надо не только знать, но и отстаивать. Вопрос наверняка решился бы, ведь полис ОМС имеет силу на всей территории РФ, и татарстанцы активно пользуются бесплатной медицинской помощью за пределами нашей республики. К примеру, в этом году мы уже выплатили медучреждениям других регионов за оказанные татарстанцам медуслуги 115 млн рублей.
Однако отсутствие единого российского полиса в сложной ситуации может стоить кому-то здоровья, а то и жизни. Ведь и права свои не все хорошо знают, и времени в критической ситуации, когда помощь нужна срочно, может не хватить на то, чтобы их отстаивать. Но эта проблема может решиться уже в будущем году. Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который может вступить в силу уже 1 января. С его принятием форма полиса станет единой для всех регионов и страховых компаний. А еще, как сказала Марина Мухаметзянова, новый закон расширит возможности пациентов: они смогут сами выбирать не только лечебное учреждение и врача, но и страховую компанию. Но не стоит поднимать панику по поводу предстоящего обмена полисов, полисы старого образца будут действительны в течение четырех лет со дня выдачи.
Инна СЕРОВА