Вечерняя Казань / № 128 (4088) / Горячие материалы / Куда исчезло 17,8 тонны золота? (8)

Расследование "ВК"

Куда исчезло 17,8 тонны золота? (8)

"Вечерняя Казань" продолжает поиски следов части золотого запаса царской России, пропавшей в Казани в августе 1918 года. С апреля по сентябрь 2010 года цена исчезнувших 17,8 тонны золота поднялась на лондонской бирже с $660 млн до $720 млн.

Начало в №118, 119, 121, 122, 124, 125, 127.

Золотая утварь, эвакуированная
из Казани и выставленная для обозрения
в Омске по приказу Колчака

Вывоз золота был возможен только 21 августа

Итак, 19 августа 1918 года из Казани отправился последний пароход с золотом. Казалось бы, управляющий Марьин полностью контролировал ситуацию. И поскольку он был заинтересован в фальсификации отчетности, то установить истину будет сложно.

Однако банк - сложное финансовое учреждение с многочисленными формами перекрестного учета и перепроверки данных. Управляющий не мог открыто приказывать всем подчиненным фальсифицировать каждый документ. Поэтому те рабочие записи, которые составлялись рядовыми сотрудниками, открывают картину событий, нежелательную для аферистов.

Например, согласно ведомости "О наличии и движении золота особой кладовой казанского отделения Государственного банка" за август 1918 года, "золотая кладовая" опустела не в день отправки последнего парохода, а лишь на следующий день - 20 августа 1918 года!

Странные вещи происходят и с погрузочными работами. 21 августа трижды оплачивались работы "за погрузку и выгрузку". Причем, судя по суммам, загрузка была очень трудоемкая. 17095,3 руб. выплачено грузчикам за три погрузки 21 августа. Сравним: 12556,5 руб. выплачено за восемь остальных погрузок 23 - 27 августа, отмеченных в документе!

И еще одна деталь. В сноске рабочего документа "Расходы по эвакуации ценностей с 5 авг. по 5 сент." говорится о том, что 21 августа служащим банка, участвовавшим в погрузке, выплачено 23970 рублей 71 копейка. Со странной припиской: "Сюда входит и вознаграждение и за эвакуацию 5 августа".

Но 5 августа служащие работали на большевиков. Вы верите, что новая власть будет оплачивать финансовые обязательства своих смертельных врагов? Реалистичнее предположить, что под формулировкой "вознаграждение и за эвакуацию 5 августа" спрятана оплата работ за погрузку неучтенных ценностей, которую тщательно готовил управляющий...

Сохранился еще один интересный рабочий документ, озаглавленный "Авансы, выданные командированным лицам на путевые издержки в Самару, со счета "разных выдач". В нем указаны фамилии командированных. Интересно, что все остальные дни эвакуации командировочные выписывались по одному разу, а 21 августа выданы сразу четырем группам экспедиторов.

Сравнивая фамилии из этого списка с фамилиями, что звучали в актах о приемке-сдаче ценностей и в последующих показаниях банковских служащих, нетрудно прийти к выводу, что в списке назван старший в командировке. Который, видимо, являлся подотчетным лицом, расписавшимся за полученные деньги.

Так вот ни помощник кассира 3-го разряда А.И. Кесарев, ни помощник бухгалтера 1-го разряда А.В. Козлов, ни канцелярский служитель В.В. Кимбор, которые уезжали не на пароходах, командировочные не получали. Но, по данным ревизоров, были назначены "в командировку по эвакуации золота в Самару"! Почему это могло произойти? Только по одной причине. Если командировочные не полагались, поскольку экспедиторов отправляли ненадолго и куда-то рядом с Казанью - в место, где потратить деньги просто нереально. Например, в лес. Туда и пароход не нужен.

Где исчезли экспедиторы?

Куда же после эвакуационных работ в казанском хранилище Госбанка 21 августа подевалась часть его сотрудников, назначенных в командировку с золотом? Пищу для размышлений на эту тему дает анализ развернувшихся боевых действий.

В советские времена историки писали: "22 августа 1918 года белогвардейцы атаковали деревню Высокая Гора, где стояла основная часть группы Азина. Артиллерийским огнем азинцев наступление превосходящих сил противника было отбито. Командование белых произвело быструю перегруппировку своих сил, подтянуло значительные резервы, и густые цепи белогвардейцев одна за другой стали появляться на подступах Высокой Горы. Бой... продолжался три дня. Шел он с переменным успехом и не дал перевеса ни одной из сторон".

В этой информации нет ничего необычного, кроме самого направления наступления. Высокая Гора находится в 27 километрах к северо-востоку от Казани. В 1918 году от нее дальше на север и северо-восток на 400 километров не было крупных городов, складов, войск Комуча или его союзников, пересечения крупных рек и дорог. Только лесные массивы и вспомогательная группировка партизан 2-й армии под командованием латыша Владимира Азина, победа над которой вдали от Казани и в глубине лесов не могла внести никакого перелома в ход боевых действий.

Зачем же при дефиците солдат сторонники Комуча вели там наступление? Свет на этот момент может пролить информация из 1929 года, когда в Казань прибыли представители международной кладоискательской экспедиции, речь о которой пойдет позже.

Информацию о кладе представителям французского банка "Р. де Люберзак и Ко" предоставил поляк Вячеслав Ветеско. Об этом в серии статей 2006 - 2008 годов в казанской прессе написал кладоискатель Равиль Ибрагимов. По уверениям Вячеслава, его брат Константин в составе сводного отряда иностранных легионеров участвовал в захоронении под Казанью части золотого запаса.

Выбор иностранцев для организации схрона весьма понятен: им труднее передать информацию о кладе местным жителям, труднее воспользоваться своими знаниями в случае благополучного возвращения на родину в тысячах километров от клада.

Также не исключено, что золото было заранее обговоренной долей легионеров за их участие в захвате золотого запаса. Характерно, что командовавший чешскими и словацкими легионерами в Казани Йозеф Йиржи Швец застрелился 25 октября 1918 года, оставив после себя предсмертное письмо: "Я не могу пережить этот позор, который покрыл нашу армию. Всё лучшее в нас, наша честь, уничтожено". Отчаянным шагом командир протестовал против превращения своей боевой части в банду мародеров.

Чехословаки получали доступ к золоту и в Казани, и позже в Самаре, и далее в Сибири. Весьма похоже, что западнославянский легион - ударная сила антибольшевистской коалиции 1918 года, соприкоснувшись с золотом, разложилась так же, как и наполеоновская армия, разграбившая Москву в сентябре 1812 года... С конца августа перемену в настроении чехословаков под Казанью отмечал и другой участник событий - 21-летний начальник 1-го речного боевого дивизиона Народной армии Комуча мичман Георгий (Генрих) Мейрер...

В 1929 году, когда будет организована кладоискательская экспедиция в составе сотрудников Госбанка СССР и французского банка "Р. де Люберзак и Ко", участник экспедиции Г. Ерман отметит в служебном донесении в Москву весьма знаменательное обстоятельство: "В 7 - 8 километрах от интересующего нас места мы остановились в одной деревне. В этих местах машина (автомобиль) проходит весьма редко. Когда мы остановились, нас окружило много крестьян и их детвора, которые осматривали с большим любопытством наши две машины. Мы спросили, давно ли они видели автомобиль, и нам ответили, что приблизительно лет десять тому назад на этой дороге проходили грузовики с тяжелым грузом, их сопровождала батарея от наступающих белых".

Тяжелогруженый автокараван белых в 1918 году проходил приблизительно в 70 километрах к северу от Казани по таким медвежьим тропам, которые и сегодня с содроганием вспоминают владельцы современных автомобилей...

Анализируя протоколы экспедиции и сравнивая их с транспортной сетью местности, нетрудно предположить, что строго на север уходил груженый караван, а по тракту в районе Высокой Горы караван возвращался обратно.

По утверждениям Равиля Ибрагимова, занимающегося поисками следов пропавшего золота, на обратном пути порожний караван напоролся на красных, в результате боя чудом выжил только тяжелораненый Константин Ветеско. Он вызвал своего брата и передал ему информацию о захоронении.

Весьма похоже (и совпадает по датам), что описанная советскими историками бессмысленная атака белых на Высокую Гору 22 - 25 августа на самом деле была возвращением "золотого" автокаравана.

21 августа командующий войсками Восточного фронта Вацетис предписал командующему 2-й армией красных В. Блохину выйти из Арска ближе к Казани. Исполняя приказ, 22 августа партизаны Владимира Азина заняли село Высокая Гора. Имевшие устаревшие разведывательные данные участники "золотого" каравана вышли в районе деревни Калинино на Сибирский тракт, в семи километрах от Высокой Горы. И почти сразу ввязались в трехдневный бой с роковыми последствиями. И банковские экспедиторы так никогда и не вернулись из однодневной командировки на место службы...

Валерий КУРНОСОВ.

(Продолжение.)