Вечерняя Казань / № 129-130 (4089-4090) / Экономика и цены / Авиастроители в ожидании заказов на агрегаты
Между словом и делом
Авиастроители в ожидании заказов на агрегаты
КАПО этим летом заявляло о намерении увеличить к концу года объем товарной продукции до 5,7 миллиарда рублей, а к 2015 году и вовсе утроить. Оптимистические прогнозы появились после подписания в августе соглашения между премьер-министром РТ, Объединенной авиастроительной корпорацией и ЗАО "Аэрокомпозит" о размещении на казанском предприятии нового производства - агрегатов из композиционных материалов для самолетов. Но к выпуску комплектующих авиастроители до сих пор не приступили. КАПО этим летом заявляло о намерении увеличить к концу года объем товарной продукции до 5,7 миллиарда рублей, а к 2015 году и вовсе утроить. Оптимистические прогнозы появились после подписания в августе соглашения между премьер-министром РТ, Объединенной авиастроительной корпорацией и ЗАО "Аэрокомпозит" о размещении на казанском предприятии нового производства - агрегатов из композиционных материалов для самолетов. Но к выпуску комплектующих авиастроители до сих пор не приступили.
Об обеспечении новыми заказами КАПО премьер-министру Ильдару Халикову напомнил во время его недавней встречи с татарстанским профсоюзным активом председатель республиканского комитета профсоюза работников радиоэлектронной промышленности, председатель Ассоциации предприятий оборонного комплекса и машиностроения РТ Михаил Шахмаев. Год уже, дескать, на исходе, а заказов недостаточно, чтобы обеспечить объем загрузки предприятия.
Кстати, о том, что "серьезную долю в загрузке КАПО заказами составит изготовление элементов механизации крыльев и хвостов оперения из композиционных материалов", сообщил на выставке авиакосмической техники в Казани, в рамках которой состоялось подписание соглашения, президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров. Ситуация в объединении остается еще тяжелой, но вопрос загрузки будет снят, заверил он. В свою очередь, президент ЗАО "Аэрокомпозит" Анатолий Гайдинский заявил тогда, что в производстве материалов в КАПО будут использоваться мировые тенденции.
- Ну я и поинтересовался у нашего премьер-министра, когда же будет налажено новое производство. Хотя авиастроители и не сидят без денег, но зарабатывают-то они их за счет штучных заказов, - говорит Михаил Шахмаев. - Премьер-министр ответил мне, что не проходит и недели, чтобы правительство не проводило встречи или поездки по этому вопросу, но пока не получается. Тем не менее Халиков уверен, что правительству вместе с Объединенной авиастроительной корпорацией удастся-таки найти решение. Так что ситуация непростая - все на стадии переговоров, определенности нет. Да и на заводе "Авиастар" в Ульяновске, куда из КАПО должны поставляться агрегаты для изготовления крыльев самолетов, тоже не налажено новое производство.
Как сообщила "ВК" пресс-служба КАПО, окончательное решение об оптимизации площадей предприятия и запуске производства деталей из композиционных материалов будет принято на уровне Объединенной авиастроительной корпорации и Министерства промышленности и торговли РТ. Ну а в настоящее время КАПО, переориентированное на выпуск специальной техники, готовится передать Управлению делами президента РФ четыре "Ту-214" и занимается капитальным ремонтом и модернизацией стратегического ракетоносца "Ту-160". Однако в Объединенной авиастроительной корпорации, которая является основным собственником КАПО, не исключают, что в будущем казанские авиастроители начнут делать гражданские самолеты.
Между тем французский концерн "Airbus" уже нацелился на завоевание половины российского авиарынка. Его эксперты прогнозируют, что потребность российских авиакомпаний составит 1004 пассажирских самолета вместимостью более ста кресел, которые должны будут прийти на смену устаревшим моделям лайнеров. Но уже сейчас у российских авиаперевозчиков более пятидесяти процентов пассажирского парка - это "боинги" и "аэробусы". А что еще остается покупать авиакомпаниям, если производство своих самолетов сокращается с каждым годом. Причем стоимость российских лайнеров (в которых лишь фюзеляж отечественного производства, а начинка импортная) делает их приобретение, по оценкам специалистов авиакомпаний, экономически невыгодным.
Валентина ПАХОМОВА