Вечерняя Казань / № 132 (4092) / Образование / Молодые педагоги в выигрыше, директора в недоумении

Год учителя

Молодые педагоги в выигрыше, директора в недоумении

Министерство образования и науки РТ решило проанализировать, как восприняли учителя республики переход на новую систему оплаты труда. Судя по информации с мест, больше всех рады реформе молодые педагоги, однако и недовольных немало.

Суть реформы - в повышении качества образования. Однако пока руководители учебных заведений заняты подсчетом плюсов и минусов отказа от Единой тарифной сетки.

- У нас молодые учителя по ЕТС могли получить по 7 - 8 тысяч, а по новой системе им выплатили 11 - 11,5 тысячи рублей, - комментирует ситуацию директор казанской школы №32 Лилия Хасанова. - Это очень существенно, особенно для тех, кто прямо со студенческой скамьи к нам пришел, я вижу, что у них появилось желание работать, стимул, которого не было раньше.

Среди молодых педагогов с высшим образованием в Татарстане есть и те, чье денежное довольствие увеличилось аж на 40 процентов. Однако президентскими надбавками "для молодых" недовольна часть педагогов со стажем - жалуются на несправедливость. Так, в школе искусств в пригороде Казани посчитали разницу в зарплатах специалиста на первом году работы и педагога с 35-летним стажем, и она составила всего 500 рублей! Опытному сотруднику обидно, а радость молодого будет недолгой: через три года и его запишут в "старые". Где тогда искать стимулы и перспективы?

В отличие от учреждений допобразования в школах недовольных меньше. С учетом надбавок, включая те самые "за качество", зарплаты учителей выросли на 1 - 2 тысячи рублей, а в одной казанской школе учитель математики высшей категории за сентябрь получил на руки 20 тысяч рублей, хотя раньше выходило 15 - 16 тысяч. По словам председателя рескома профсоюза работников образования и науки Юрия Прохорова, в целом по республике у городских педагогов зарплаты выросли на 19 - 20 процентов, у сельских - на 11 - 13, но на селе довольных переходом пока больше.

В роли проигравших неожиданно оказались руководители учебных заведений. Лишь недавно при обсуждении концепции "Наша новая школа" замминистра образования РФ Исаак Калина говорил, что "героические усилия" администраторов школ, которые пытаются совместить преподавание с руководством, не на пользу школе, что администрация "новой" школы должна быть полностью погружена в управленческий процесс. Однако в Татарстане такие руководители почувствовали себя ненужными, ведь по новой системе, если директора и завучи лично не ведут уроки, то их зарплата рассчитывается без учета надбавок за стаж и категорию.

- Это некорректно в основе своей, - считает директор казанской школы №49 Александр Бромберг. - Ценность для образовательного процесса имеют все его участники: если не организован весь процесс, то и учитель результата не добьется. А если администратору придется руководить системой наполовину, ведя уроки, чтобы заработать, то и результат будет наполовину. Я знаю, что подавляющее большинство директоров недовольны тем, как отражена их роль, но мы люди скромные, митинговать не пойдем.

Большинство школ в нашем городе возглавляют женщины. После разговора с несколькими из них корреспонденту "ВК" удалось выяснить: новой зарплатой довольны лишь те, кого обеспечивают мужья. Остальные признаются, что ждали большего. Хотя в настоящее время в республике действует механизм компенсации, и если с учетом всех надбавок новая зарплата получается меньше рассчитанной по ЕТС, то выплачивают ее по-старому.

В республиканском профкоме работников образования и науки отмечают, что проблема с "директорскими" в Казани отчасти связана с тем, что после перехода на новую систему оплаты труда были отменены муниципальные надбавки - 5 тысяч рублей ежемесячно - руководителям учебных заведений. Кстати, большинство директоров уверены, что со временем их личный вопрос будет решен. Однако не берутся предсказывать, будет ли решена и главная задача реформы - повышение качества образования. И насколько весомым оказалось повышение уровня зарплат на фоне отмены ежеквартальных премий и ежегодной матпомощи к отпуску в размере оклада?

В отличие от директоров рядовые педагоги общаются с прессой осторожно: охотно рассказывая о своих проблемах, просят не называть имен. Так, хореограф из школы искусств в автограде считает, что над учителями еще никогда не издевались так, как в год учителя: сначала завалили работой, потом запретили работать на две ставки - максимум на полторы. В общем, пришлось педагогам выкручиваться: вести занятия в школе и подрабатывать в детских садах или учить желающих восточному танцу, брейку и йоге в коммерческих группах. Педагоги уверены, работать в одном месте и получать хорошую зарплату с ежемесячными надбавками "за качество" нереально: нужно всю работу забросить и заниматься только конференциями, олимпиадами и конкурсами.

По мнению Юрия Прохорова, жалоб от педагогов, которым запретили работать на две ставки, в Федерацию профсоюзов РТ пока не поступало: "Это противоречит федеральному закону "Об образовании", в республиканских документах такого нет - видимо, местная инициатива. Нужно разбираться...".

В число недовольных реформой попали выпускники музыкальных и хореографических училищ, выбравшие педагогическую карьеру. Работают они преимущественно в учреждениях дополнительного образования, обучая как отдельных солистов, так и целые детские коллективы, но получают теперь меньше тех, кто закончил педагогический вуз по специальности "учитель музыки". Хотя, по словам директоров домов детского творчества и школ искусств, при приеме на работу до сих пор выше ценится диплом о среднем специальном, а не о высшем образовании.

...В Минобрнауки РТ корреспонденту "ВК" сообщили, что меньше никто из педагогов не получил, и анализ для того и проводится, чтобы можно было внести предложения в правительство по корректировке начислений. А вот сказать, сколько педагогов могли оказаться "в минусе", если бы руководство республики не предусмотрело механизм компенсации, представители министерства пока не могут.

Ирина ПЛОТНИКОВА