Вечерняя Казань / № 133 (4093) / Социальные проблемы / Куда сердобольному казанцу с больным зверем податься?

Птичку жалко-2

Куда сердобольному казанцу с больным зверем податься?

Добро не остается безнаказанным. Корреспондент "ВК" в очередной раз убедилась в справедливости этой поговорки, когда взялась помочь устроить судьбу дикой птицы. Сова, которую две недели назад подобрали пенсионеры из Кировского района, нуждалась в ветеринарном осмотре, но найти клинику, где бы оказали помощь дикой птице, в Казани оказалось непросто.

Частных ветклиник и ветеринарных кабинетов в городе несколько десятков, поэтому я, не задумываясь, предложила приютившим сову пенсионерам ("Главное - неясыть накормить", "ВК", 15 октября) отвезти птицу на машине в ближайшую клинику на медосмотр. Но обзвонив с десяток, включая далеко не ближайшие, выяснила, что во многих орнитологи отсутствуют. А специалисты по кошкам и собакам твердили, что не разбираются в болезнях птиц. Так что, услышав наконец в ответ на рассказ о заклеванной воронами сове "Приезжайте, у нас есть орнитолог", я даже не сразу поверила, что нас примут. И оказалась права.

Сотрудница регистратуры в частной ветклинике на улице Восстания, увидев выглядывавшую из кошачьей "переноски" птицу, бегом бросилась в кабинет врача, а спустя пару минут доктор вышел в коридор и заявил, что принимать сову отказывается, поскольку... разбирается только в болезнях домашних птиц, например попугаев. Напрасно мы умоляли его хотя бы просто взглянуть, не сломано ли у совы крыло, мол, строение крыльев у всех птиц схожее. "Я в крыльях сов не разбираюсь, - сказал как отрезал птичий эскулап. - Жалуйтесь, куда хотите".

В итоге на другой день я все-таки нашла доктора, которая, как и положено специалисту, разбирается в болезнях птиц независимо от их видовой принадлежности. Крылья оказались целы, через день сова благополучно улетела в лес. Ну а если бы птичка оказалась нездорова? Пока мы искали врача, она и погибнуть могла.

С проблемой ветпомощи диким животным и птицам сердобольные горожане сталкиваются постоянно. И прошлой, и нынешней весной в "ВК" обращались люди, которые подбирали раненых ворон. Несколько лет назад мой знакомый зимой спас раненую утку. А в Зеленом Бору я слышала историю о ежике со сломанной лапкой, которого приютившим его дачникам пришлось выхаживать без помощи врачей.

Люди, подобравшие больное животное или птицу, проходят стандартный путь. Вначале обращаются в зоопарк в полной уверенности, что туда найденыша с радостью возьмут. Но в зоопарке особый режим, вносить на его территорию диких птиц и животных нельзя, поскольку у местных обитателей замкнутого пространства давно утрачен иммунитет и к ним легко пристает любая зараза. Получив отказ, люди едут в ветклинику, но помощь получают, только если очень повезет.

За отказ в помощи больному человеку врач по закону несет ответственность. Звериному доктору за отказ в ветпомощи ответственность не грозит. И попрекать его клятвой Гиппократа бессмысленно: ветеринары ее не дают. А птичку, как мы убедились, не всякому профессионалу жалко.

Но платные ветеринарные услуги подпадают под действие закона о защите прав потребителей. А Гражданский кодекс предусматривает ответственность за отказ от исполнения публичного договора. Именно такой договор ветклиники заключают с клиентами: объявив об оказании платных ветеринарных услуг, они не вправе отказать в них никому. Ну разве что в случае, если клиент отказывается заплатить согласно прейскуранту. А еще отказ возможен при отсутствии возможности оказать услугу, например, если нет нужного специалиста...

Главврач горветобъединения Гали Исхаков, комментируя отказ в ветпомощи сове, сказал корреспонденту "ВК", что врач-орнитолог на то и орнитолог, чтобы разбираться в любых крыльях, в том числе и совиных: "А иначе какой же он специалист?". Уточнив, что каких-либо ветеринарных или санитарных запретов на оказание в ветклиниках помощи диким животным и птицам не существует, он добавил, что его учреждение наказать частных ветеринаров за отказ не может, поскольку лицензии им выдает Россельхознадзор. А ветеринарный инспектор Россельхознадзора Рамиль Гайнутдинов пояснил, что этому ведомству подконтрольны лишь те ветклиники, которые не просто ведут прием, а еще и реализуют оптом или в розницу ветеринарные препараты. И даже такое учреждение, подчеркнул он, наказать за отказ в помощи Россельхознадзор вправе, лишь если в уставе ветклиники прописан соответствующий вид деятельности.

Выходит, если в уставе нет строчки о сове, то с ветеринара, которому птичку не жалко, и взятки гладки. А вписывать подобную строку частные ветклиники в свои уставы не заинтересованы: они неплохо зарабатывают на кошках, собаках и попугайчиках, и хлопоты с больными "дикарями" им ни к чему.

Инна СЕРОВА