Вечерняя Казань / № 134 (4094) / Городские новости / Казань хочет стать законодательницей мусульманской моды
Подиум
Казань хочет стать законодательницей мусульманской моды
Дом исламской моды появится в Татарстане. Возглавит работу большого магазина и пошивочного цеха в центре города лидер Союза мусульманских женщин Наиля Зиганшина. Возможно, к проекту подключатся и известные казанские дизайнеры Надежда Аюпова и Рустем Исхаков. Таковы итоги конкурса исламской моды, который прошел на минувшей неделе в Казани.
В планах Зиганшиной - сделать конкурс исламской моды ежегодным, чтобы заключать контракты на производство и поставку одежды с победителями. В этом году победительницей стала казанский модельер Назия Галимова, коллекцию костюмов которой выбрали из 17 представленных на конкурс.
На гала-показе коллекций десяти фаворитов конкурса было не протолкнуться. Работали с десяток телекамер, включая международную арабоязычную телекомпанию "Аль-Джазира". За моей спиной, борясь за кресло, девушки в платках пытались ссадить девушек без платков: "Мы пришли сюда, прочитав намаз! А вы?".
Получая гран-при (100 тысяч рублей), дизайнер Назия Галимова прижала руки к груди и закрыла глаза. Ведь за час до показа манекенщица не хотела надевать скроенное ею платье: наряд казался девушке простоватым. Еще бы, некоторые дизайнеры пришили к белым платьям своих моделей столько розочек, что те стали похожи на пирожные от спонсоров, выставленные в фойе. Жаль, что, прохаживаясь по фойе в платье от Галимовой, капризная манекенщица не замечала, как тушуются, оказавшись рядом с ней, зрительницы. Простым женщинам из мечетей красавица в фиалковом наряде казалась "госпожой".
- А эта коллекция - парафраз на французское платье знатной татарки XIX века, - прокомментировала после конкурса Назия Галимова, - оно в стиле модерн, но с калфачком, который уменьшился до крошечных размеров, став как будто только намеком, эхом, а на самом деле - доминантой. Татарской.
Злые языки окрестили коллекцию Галимовой роскошной версией униформы стюардесс татарстанских авиалиний, однако профессиональное жюри оценило работу высоко. "Относительно наград все решено правильно", - сказала корреспонденту "ВК" член Творческой лаборатории Вячеслава Зайцева Разия Уразаева (Москва). "Это очень выверенная коллекция, и в ней много ручной работы", - поддержала ее менеджер по региональным проектам Российской недели моды Екатерина Морозова.
Кстати, в последние годы москвичи активно участвуют в мусульманских конкурсах: недавно Вячеслав Зайцев был председателем аналогичного мероприятия в Уфе, а одна из выпускниц его творческой лаборатории абхазка Русудан Джамиля Кобякова даже представила свою коллекцию на казанском конкурсе. Чем же вызван интерес москвичей к подобным мероприятиям? Екатерина Морозова пояснила лаконично: "Здесь могут показать то, что будет продаваться".
И правда: объем международной отрасли мусульманской моды, по данным аналитиков, составляет сейчас 96 миллиардов долларов. И это из расчета, что мусульмане расходуют на одежду 120 долларов в год. При этом в немусульманских странах готовы тратить на нее более 600 долларов в год, замечают экономисты. Жители таких стран, как Франция или Великобритания, заинтересованы в эксклюзивной одежде, и потенциал европейского рынка исламской одежды оценивается сейчас в полтора миллиарда долларов. Что же касается арабских стран, то там цена дизайнерского мусульманского платья запросто может достичь и 10 тысяч долларов. Ну чем не сфера приложения сил для дизайнеров и производителей из России? Тем более что такие заморские Дома моды, как Hermes и Gucci, уже пытаются прорваться на мусульманский рынок, предлагая, правда, пока только платки и прочую мелочь. Вот только каким должно быть востребованное и модное мусульманское платье?
На круглом столе, состоявшемся недавно в Москве, столичные художники-модельеры, директора бутиков и магазинов заявили, что чувствовать себя уверенно в обществе устойчивых стереотипов можно лишь в хиджабах, адаптированных к традициям европейской моды. Следовательно, и шить платья нужно именно так. На казанском конкурсе кое-кто представил такие коллекции. Руфина Багаутдинова, например, одела своих моделей в ультрамодные шаровары-султанки, в очень дорогой и качественный трикотаж. Гульнара Нуруллина удлинила спортивную одежду и таким образом трансформировала унисекс в добропорядочный хиджаб. Однако овации зала эти дизайнеры не сорвали. Не сорвала их и рафинированная коллекция Назии Галимовой. Казанские зрительницы (читай покупательницы) отдали свои сердца коллекции Алии Халиуллиной. Ее модели, наглухо повязанные черными платками, в бесхитростных прямых платьях до пят дефилировали под арабскую музыку своеобразным манифестом новой татарской моды.
"Как вы относитесь к желанию татар быть похожими в одежде на арабов?" - поинтересовалась я у журналиста телеканала "Russia today" Ахмеда Аль-Рахби. Тот даже растерялся. "А они себе так их представляют?! Ну... Ну они же совсем другие... Лучше, чтобы не были схожими, пусть все будут разными! Вот красота! - воскликнул он, когда в зимних пальто, отороченных белым мехом, на сцене появились манекенщицы театра моды "Ильдан Лик". - Потому что у вас холодно! И, кстати, девушки в этой одежде и двигаются свободнее!"
Арабская индустрия моды в ближайшие годы может получить международное признание, заявила в СМИ директор дубайского филиала всемирно известной французской школы моды ESMOD Тамара Хостал. Но за первенство с нею борется сейчас Азия: в ноябре дизайнеры Малайзии хотят показать лучшие коллекции в Америке.
Азиатские модельеры не обошли стороною и Казань: индонезийские дизайнеры показывали свои коллекции, правда, вне конкурса.
- У нас многие носят мусульманскую одежду, - сказала супруга посла Индонезии в России. Представляя коллекции своих соотечественников, она акцентировала внимание на качестве индонезийских тканей, намекая на возможности сотрудничества. А одета гостья была в легинсы и изящный клетчатый соронг, без платка.
- Каждый конкурс моды - это источник идей, - считает Разия Уразаева, - но одновременно и возможность пройти мастер-класс, обучение.
Московская fashion-lady считает, что совместный профессиональный художественный поиск рано или поздно избавит мусульманскую одежду от участи прозябать в маргиналитете, не производя серьезного впечатления. Другая же москвичка-дизайнер Амина Шабанова уповает на рынок, который диктует моду сам:
- Я долго работала как реализатор одежды и чувствовала, чего хотят покупательницы. Я просто представляла себе эти модели, но их нигде не было. Поэтому однажды стала шить одежду сама.
Сейчас у Шабановой магазин в Москве. Ее платья ностальгически напоминают платья советских швейных фабрик, только удлиненные до пят. И она стала вторым дизайнером, который вызвал восторг и овацию зала.
Фото Александра ГЕРАСИМОВА.
Айгуль ШАРАФИЕВА