Вечерняя Казань / № 134 (4094) / Образование / А нужен ли Солженицын в школе?

А нужен ли Солженицын в школе?

В Москве состоялась презентация сокращенного издания книги "Архипелаг ГУЛАГ", предназначенного для школьников. Его представила вдова Александра Солженицына. Книгу выпустило издательство "Просвещение". Она предназначена для изучения в 11-м классе.

Поднимите руки, кто читал "Архипелаг ГУЛАГ" от начала до конца?

Как говорили в школе, "лес рук". Единицы прочли эту книгу целиком. Я, кстати, тоже не сумел всю ее осилить, хотя прочитал, скажем так, изрядно.

При этом большинство из тех, у кого в голове имеются мозги, считают, что "Архипелаг ГУЛАГ" - книга великая, книга фантастическая, перевернувшая многих и многое изменившая. Она изменила жизнь даже и тех, кто не прочитал ее до конца - такой вот парадокс.

Теперь "Архипелаг" будут преподавать в школах.

Но нет у меня к этой идее однозначного отношения. И тут есть два момента.

Первый момент наша школа по традиции никогда не учитывает.

Те, кто составляет программу, с легкостью включают туда Толстого и Достоевского, не понимая, что изучать это все будут фактически дети. Да, им уже по 16 лет, они уже пьют и курят, они разбираются в компьютерах лучше Билла Гейтса, они успешно занимаются сексом, они через полтора-два года пойдут в армию или выйдут замуж и нарожают детей, но они сами остаются детьми. У них нет за плечами ничего. Они считают себя крутыми и умными, а опыта и понимания жизни у них нет никакого!

Чтобы понять эту великую литературу, надо жизнь прожить. И уж во всяком случае, прожить больше, чем 16 лет.

С Солженицыным то же самое.

Солженицын сам по себе тяжелейший автор. И пишет он о вещах жутких. Я очень сомневаюсь, что юная голова в состоянии чисто физически все это воспринять. И прочитать даже в четыре раза сокращенную книгу, когда дети вообще практически перестали читать.

Понимаю, что это покажется странным и неправильным, но я бы и не требовал прочтения таких книг в таком возрасте в оригинале.

Но при этом уверен, что школьники обязательно должны знать о том, что такие книги есть и о чем в них написано. Школа должна дать понимание и вызвать интерес, чтобы со временем, уже в более зрелом возрасте, человек к этому вернулся.

Но здесь возникает второй момент.

Ведь важно не просто что преподавать, но и как. Наши учителя, они чувствуют Солженицына всей душой? Они - просто как люди - считают, что Сталин был палачом, а ГУЛАГ был конвейером смерти?

Я вот в этом не уверен. Потому что учителя - такие же люди, как все, а граждане нынче все больше и больше любят Сталина и сталинизм.

Этот вопрос до сих пор четко не решен на высшем государственном уровне.

Я внимательно смотрел на Путина, когда он встречался с Натальей Дмитриевной, передавшей ему школьный вариант "Архипелага". Так вот, Путину было скучно. Он за словом в карман не полезет, а тут был уныл и формален.

Вот я и боюсь, что Солженицын в школе тоже будет не более чем формальностью.

Антон ОРЕХЪ.

("Эхо Москвы".)