Вечерняя Казань / № 135-136 (4095-4096) / Правоохранение и криминал / Требует вернуть зарплату отца, расстрелянного в 37-м
Эхо политрепрессий
Требует вернуть зарплату отца, расстрелянного в 37-м
Всего час понадобился вчера Вахитовскому райсуду на рассмотрение иска 89-летней жительницы Казани, пострадавшей от сталинских репрессий. Женщина добивается выплаты 66 тысяч фунтов стерлингов, конфискованных в 1937 году после ареста ее отца. Однако представители государства считают, что дочь репрессированного опоздала: срок подачи заявлений на возврат конфискованного имущества или возмещение его стоимости истек.
Людмила Белова родилась в Китае (по требованию представителя истицы, имя изменено). Ее отец в составе пехотного полка был отправлен в Поднебесную для охраны Китайско-Восточной железной дороги, а после Октябрьской революции, когда стратегический объект перешел в собственность советской власти, принял предложение продолжить работу за границей. В Россию семья, в которой к тому времени было трое детей, вернулась лишь в 1936 году, после ввода в Китай японских войск.
Группа "китайских" железнодорожников получила назначение под Казань, но уже 29 сентября 1937 года отец Людмилы и его коллеги были арестованы по обвинению в шпионской деятельности в пользу Японии. Имущество "врагов народа" конфисковали, семьи лишили жилья и прав.
- Бабушке тогда было 16 лет, она рассказывает, что их выкинули на улицу, и долгое время им с матерью и младшим братом приходилось в сараях ночевать (старшую сестру тоже арестовали), ей даже школу посещать запретили. Пришлось самой Крупской с проводниками письма направлять, чтобы вопрос с образованием детей репрессированных железнодорожников был решен, - сообщил вчера в ходе судебного заседания внук и представитель истицы Игорь Белов. По его словам, здоровье жительницы не позволяет ей участвовать в процессе лично.
Через месяц после ареста отца семейства пришло извещение от Инюрколлегии СССР о том, что ему полагаются 66 тысяч фунтов стерлингов - полный расчет за десятки лет работы в Китае. Денег этих он так и не увидел: 27 декабря того же года его расстреляли.
Но семья узнала об этом лишь спустя девятнадцать лет, получив извещение о его посмертной реабилитации за отсутствием состава преступления. Тогда же стало известно, что зарплата расстрелянного железнодорожника в 1947 году была "перечислена в доход государства", ведь отец семейства не оставил доверенности на ее получение родным.
По словам Игоря Белова, во время перестройки его бабушка обращалась в Министерство финансов страны, но ей сообщили, что права на возврат конфискованной валюты у нее нет. Позже заниматься этим вопросом женщине было некогда - тяжело заболел муж.
В 2008 году внук Людмилы Беловой по ее просьбе занялся перепиской с чиновниками. Изучая вопрос, Игорь выяснил, что в Амурской области прокуратура целенаправленно занимается защитой прав репрессированных в судах, и был крайне удивлен, не обнаружив схожих прецедентов в Татарстане.
Обращения в администрации президентов России и Татарстана, Минфин, Генпрокуратуру, Кабмин РТ успехом не увенчались. "Считаем, что в настоящее время в связи с пропущенным для подачи заявления сроком Вы не можете претендовать на возврат конфискованного у отца имущества", - говорится в письме за подписью начальника управления кабмина, замруководителя республиканской комиссии по восстановлению прав репрессированных Александра Вайды.
Со своей стороны, представители Минфина РФ уведомили Белову, что по действующему законодательству она должна была заявить о своих требованиях не позднее 1996 года, однако сейчас может добиваться восстановления срока возмещения вреда в судебном порядке. Вот так пострадавшая от репрессий, она же ветеран Великой Отечественной войны, стала еще и истицей.
Представители ответчика - той самой республиканской комиссии при кабмине - заседание суда проигнорировали, как и представители минфина республики, привлеченные судом в качестве третьей стороны. Зато пришла сотрудница Минфина РТ, чтобы заявить, что считает обращение истицы несвоевременным, а ее заявление - не подлежащим удовлетворению.
Председательствующая судья Евгения Зыбунова приняла решение рассмотреть дело в отсутствие ответчика и, выслушав обе стороны и бегло изучив документы, удалилась в совещательную комнату, а минут через 10 - 15 огласила вердикт: в удовлетворении требований истицы отказать. Основанием для отказа стал все тот же поздний срок обращения... Кстати, в суде выяснилось, что реабилитированная семья получила в качестве льготы квартиру для младшего, ныне покойного брата Людмилы Беловой.
- Бабушке нужны не деньги, а справедливость, будем обжаловать решение, - сказал вчера корреспонденту "ВК" Игорь Белов. - Согласно Конституции России каждый гражданин имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями представителей власти. Так почему же это государство, расстреляв моего прадеда, не хочет за это отвечать? И почему вся работа республиканской комиссии "по восстановлению прав репрессированных" заключается в проведении ежегодного митинга и раздаче продпайка?..
Ирина ПЛОТНИКОВА