Вечерняя Казань / № 141 (4101) / Правоохранение и криминал / Ловись, рыбка, большая и маленькая

Контрольная закупка

Ловись, рыбка, большая и маленькая

В этом оперативном подразделении МВД республики всего две женщины. Одной из них как-то пришлось притвориться уборщицей и несколько часов мыть подъезд казанской многоэтажки, чтобы потом за несколько секунд скрутить преступника. Корреспонденту "ВК", решившей на день сменить профессию, мытье полов не доверили - взяли на "рыбалку".

Моя стажировка проходила в ОРЧ-4. За этой аббревиатурой скрывается оперативно-разыскная часть, сотрудники которой получают зарплату за борьбу с самым доходным криминальным бизнесом. По данным МВД, с начала года они изъяли почти 60 килограммов наркотических веществ, из них 9 кг героина и 1,4 кг кокаина. И сверх этого - 4,5 тысячи пакетиков так называемых солей для ванн и отравы для садовых вредителей. Молодежь ведь сейчас подсаживают на "дурь" в киосках с безобидной вывеской "Рыболов".

"Щуки" и "лещи" в Казани нарасхват

Наркодилеры Трудовой кодекс не чтут. Так что на "рыбалку" мы отправляемся в пятом часу вечера от здания МВД на Черном озере. На оперативке, которая длилась всего 7 минут, начальство поставило задачу: закрывать киоски "вежливо" и "без нарушения закона", а если торговцы будут "качать права", ссылаться на постановление кабмина.

В интересах следствия фамилии сотрудников просили не называть. В нашей группе за главного - старший лейтенант Руслан, два стажера из Казанского юринститута, видеооператор МВД и я. Все в штатском и без оружия. В 16.30 подъезжаем по улице Усманова к Московскому рынку. Между торговым павильоном и игровым лохотроном - киоск с интересующей нас вывеской. На витрине - леска, удочки, блесна. Света нет.

"Зря приехали", - думаю я, но наш старшой уверенно идет к киоску, стучит в закрытое окошко и вскоре возвращается в машину с пакетиком "щуки". Если верить этикетке, это прикормка для рыб производства ООО "Агросельмаш" (Украина), указаны адрес и телефон. По словам оперов, фирма настоящая, а товар поддельный. В пакетике - вещество, похожее на смолу. Клев на эту прикормку хороший: за полчаса в киоск стучали восемь раз, причем исключительно парни. В том числе два с виду вполне домашних мальчика лет пятнадцати.

Еще один подросток признался, что пришел за покупкой, чтобы "поднять настроение". По лихорадочному блеску в глазах и дерганым движениям кажется, что он уже на крючке. Говорит, таких "щук", "лещей" и "карпов" в Казани можно купить за 250 - 300 рублей. Синтетику курят, нюхают, пускают по вене. Причем в отличие от "традиционных" наркотиков опыта лечения зависимых от этой отравы практически нет.

Игра на результат. С переодеванием

Производители "дури" работают эффективней, чем госмашина. Пока законодатели утверждают одни наименования в списке запрещенных веществ, наркодельцы выпускают на рынок другие, чуть меняя формулу. И на них тут же появляется спрос. Наркодилеры знают: за торговлю "спайсом" уже могут посадить, за "соли" и "рыбу" - нет. Но закрыть такие киоски можно - за антисанитарию.

Как-то оперативники, чтобы не ломать двери в ларьке со "спайсом", надели белые халаты и заявили запершимся продавщицам: "Мы из санэпидстанции, из вашего киоска ползут тараканы. Приехали морить, не откроете, обработаем дихлофосом вместе с вами". Сработало! На этой службе вообще требуются выносливость, смекалка и актерские данные. Как-то, чтобы задержать наркодилера, трое милиционеров "устроились" на работу в кафе - барменом, официанткой, вышибалой, а четвертый выступил в роли торговца в соседней точке.

Ну а в 2007 году операм пришлось под видом серьезных бандитов разъезжать на "Крайслере", проматывать деньги (между прочим, служебные) в дорогих ресторанах. Но результатом операции стала закупка в Казахстане целой тонны марихуаны и задержание преступников. В общем, работа интересная, но очень опасная.

Владельцам грозит штраф

После удачной покупки Руслан вновь стучит в окошко киоска и, протягивая милицейское удостоверение, требует открыть дверь. Ему открывают. Внутри две девушки, говорят, что студентки-заочницы одного из вузов, приехали в Татарстан из соседних регионов. Одна представляется продавцом, уверяя, что ничего не знает, работает первый день: "Очень нужны деньги, а тут за день обещали заплатить 800 рублей", вторая говорит, что просто зашла к подруге.

На полу киоска - ватное одеяло и обогреватель, весь рыболовный товар - на витрине. Из сумки продавщица достает 91 "щуку", а еще цветные визитки сети "Рыболова" с адресом торговой точки и сотовым телефоном: постоянным клиентам "рыбу" возят домой. Масштабы подобной торговли в МВД республики оценить не берутся, однако начальник ОРЧ-4 (по линии БЭП) Алексей Завгороднев отмечает, что с появлением "легальных" наркотиков изменилась структура наркорынка: в 2008 году факты изъятия героина составляли 70 процентов от общего числа, а сейчас - лишь 50.

Милиционеры говорят, что мало "щуку" поймать, надо запротоколировать факт добровольного изъятия и взять объяснения у очевидцев. Тут-то и сгодился корреспондент "ВК". Меня, уже освоившую роль "балласта", пригласили выступить понятой. В ходе вечернего рейда наша группа навестила еще несколько киосков. Только один из них оказался и впрямь рыболовным, там даже опарышей продавали. За несколько часов операции в четырех районах города было добыто 150 "щук" и "лещей" с модификациями JWH и мефедрона. Владельцев киосков теперь ждут на Черном озере для дачи показаний. Максимум, что им грозит, - штраф. В общем, подводя итоги своей недолгой службы в органах, могу сказать: на такой работе нужны оптимисты.

Ирина ПЛОТНИКОВА