Вечерняя Казань / № 142 (4102) / Культура / Лучшие опыты театральных лаборантов

Лучшие опыты театральных лаборантов

Что может быть лучше комедии? Только французская комедия! В рамках режиссерской лаборатории на сцене Театра на Булаке состоялся премьерный показ спектакля "Играем в дружную семью".

До финального этапа I Республиканской режиссерской лаборатории "Выход-68", стартовавшего в октябре этого года, добрались лучшие спектакли.

Уже с успехом прошли "Сиротливый запад" в режиссуре Евгения Мардера, "Невесты войны" по повести Б. Васильева (режиссер-постановщик - Вероника Пичугина). А 13 ноября дождалась своей премьеры и остросюжетная комедия о залгавшихся супругах и любовниках французского драматурга Марка Камолетти в постановке выпускницы Казанского государственного университета культуры и искусств Юлии Захаровой.

Еще Бомарше и Мольер создали моду на классические комедии положения, сделав французскую комедию образцом качества. "Играем в дружную семью" получился спектаклем весьма энергичным, изобретательным и динамичным: каждое событие больше усугубляет положение дел, усиливает непредсказуемость и комизм ситуации. Закручивающаяся пирамида из интриг, кажется, рухнет под новым слоем фальши, но человеческий гений буквально в последний момент спасает положение... новым враньем, пардон, сфальсифицированным алиби. И чем тяжелее героям там, на сцене, тем веселее в зрительном зале. Арт-терапия в действии. Спектакль актерский, и поэтому комплиментом для режиссера будет сказать, что его работы там совсем не заметно (в том лишь смысле, что все так органично и слаженно, что не видно тех белых ниток, которыми режиссер прошивал, соединял, закреплял). Как работа опытного киллера - все чисто. Актеры работают в бешеном темпе: быстро сменяющиеся мизансцены, крупные оценки, диктуемые жанром комедии, пластические номера. И актерский ансамбль (артисты русского тюза Дмитрий Язов, Гульнара Мухтарова, Мария Лазукова, Анна Иванова, артист татарского тюза им. Г. Кариева Марсель Махмутов, а также режиссер и актер Евгений Казанцев) с виртуозной легкостью ведет этот прогрессирующий обман.

У любителей экстравагантного юмора свои фавориты - театральные эксперименты Родиона Сабирова и Ангелины Миграновой. Абсурдистская комедия "Лысая певица" Эжена Ионеско, с успехом идущая на сцене Театра на Булаке, пародируя не только театр как художественную форму, но и коммуникацию в ее обыденности, материал сложный, и есть опасность, что в итоге может получиться все что угодно, но только не комедия. Но молодым режиссерам удалось укротить эту строптивую антипьесу: зритель с удовольствием разгадывает все "нескладицы", чутко поддается эффектам алогизма, а главное - искренне смеется. Проект лаборатории дает возможность раскрываться и демонстрировать свой потенциал молодым актерам и режиссерам. Единственное ограничение для создателей - это их собственное воображение и фантазия. Лаборатория - это отличная возможность режиссеру найти своего зрителя, а зрителю - своего режиссера. Итоги Первой режиссерской лаборатории будут подведены экспертным советом к 19 декабря. А пока у зрителя есть замечательная возможность составить свое мнение о работах лаборантов.

Но уже сейчас можно сказать, и это подтверждает практика: молодая режиссура в Казани не просто существует, она востребована и перспективна, ей есть что сказать, а главное - она открыта экспериментам.

Александра СЕНЧУКОВА.