Вечерняя Казань / № 146 (4106) / Культура / Мечетина не любит повторяться

Интервью "ВК"

Мечетина не любит повторяться

В воскресенье в БКЗ им. Салиха Сайдашева с Государственным симфоническим оркестром РТ впервые играла москвичка Екатерина Мечетина, одна из самых популярных пианисток своего поколения. Ее талант ценят композитор Родион Щедрин, скрипач и дирижер Владимир Спиваков, блестящее будущее предрекал ей виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович...

Музыканты исполняли Первый концерт Чайковского - произведение, запись которого стала первым в мире платиновым диском классической музыки (один миллион проданных дисков в США) и про которое говорят, что не проходит и дня, чтобы где-то в мире оно не звучало. На популярную классику народ валил валом, даже лишние билетики у входа в БКЗ спрашивали.

По окончании концерта публика устроила оркестру, дирижеру Александру Сладковскому и Екатерине Мечетиной овацию. Совместных бисов запланировано не было: ненасытных меломанов порадовала только Катя. Сверх программы она исполнила "Баркаролу" из цикла Чайковского "Времена года".

А за два часа до концерта Мечетина дала интервью корреспонденту "ВК".

- Маэстро Александра Сладковского я знаю уже десять лет, - сказала Екатерина Мечетина. - Доверяю этому профессионалу на сто процентов. Обрадовалась, конечно, когда появилась возможность сыграть с ним концерт в Казани.

- А кого-нибудь из казанских пианистов вы знаете?

- С детства знаю Рэма Урасина. Мне было 13 лет, а ему 16, когда на юношеском конкурсе имени Шопена в Москве он завоевал первую премию, а я - вторую. Уже тогда Рэм меня поразил. Он поразительно талантливый! На конкурсах сталкивалась я и с вашей Софьей Гуляк. Она боец, конечно, у нее на удивление крепкие нервы! Я, став лауреатом семи международных конкурсов, отказалась от участия в них в 2004 году: не могла больше заниматься этим спортом от музыки. Для моей психофизики это спорт. А Софья - рекордсмен по конкурсам...

- Играли ли вы когда-нибудь под руководством дирижера-женщины?

- Да, у меня есть опыт работы с Марией Эклунд. Ощущения необычные. Вроде бы происходит все то же самое, но энергетика от дирижера идет другая. Не лучше и не хуже, просто другая. Вижу ли я себя дирижером? Нет, никогда. У меня папа виолончелист, я очень хорошо знаю эстетику взаимоотношений артистов оркестра с дирижером. Чтобы дирижер убедил в чем-то огромный коллектив, покорил его, ему нужно обладать талантом укротителя. Я в себе таких талантов не развиваю.

- Катя, когда вы в последний раз играли для себя?

- Не бывает такого. Если я что-то начинаю повторять или учить, то только потому, что точно знаю, когда и где буду это играть. У меня безумный график, "в стол" я не играю. Наоборот, жизнь нередко подбрасывает форс-мажоры, и они меня бодрят до стучащих зубов, когда за несколько дней до концерта нужно выучить новое произведение.

- Наизусть?

- У музыкантов есть закон: произведения, написанные до второй половины двадцатого века, желательно играть со сцены наизусть. Музыку второй половины двадцатого века выучить наизусть сложно, ее играют по нотам. В составе камерного ансамбля тоже принято играть по нотам... Конечно, когда видишь перед собой ноты, чувствуешь себя свободнее, потому что страх забыть текст - кошмар, который даже снится.

- Музыка, которую вы исполняете, отличается от той, которую вы слушаете?

- Если я за рулем, ни за что не стану слушать то, что играю. Был случай: чтобы быстрее выучить Четвертый концерт Рахманинова, я стала слушать его в записи, пока вела автомобиль. Чудом не случилось аварии: я машинально начинала давить на газ, как на педаль рояля... То, что я исполняю, я слушаю теперь только дома. Но ограниченно. Очень хорошо сказал пианист Натан Перельман, что хорошая запись изучаемого произведения для музыканта при первом прослушивании - сюрприз, при втором - назидание, а потом это уже насилие.

- Вы ведете дневники?

- Предельно аккуратно я веду только перечень всех своих концертов: где и что именно играла, включая бисы. Мне это необходимо, чтобы не кормить одну и ту же публику одним и тем же. Я не люблю повторяться. Кстати, в этот дневник я еще записываю, в каком платье где и когда я выступала. Повторять наряды - так же скучно, как и концертные программы.

- А от Первого концерта Чайковского вы не устаете?

- Никогда. Это произведение - одно из самых совершенных в мировой музыкальной литературе, оно потрясающе "сделано". Ощущение праздника пронизывает тебя уже после первых звуков валторны. Прекрасная музыка!..

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА