Вечерняя Казань / № 149 (4109) / Социальные проблемы / На позицию девушка провожала бойцов

Призыв-2010

На позицию девушка провожала бойцов

С призывного эшелона сняли трех призывников по болезни и трех проводников - за пьянство. Об этом корреспонденту "ВК" рассказала сотрудница юридической консультации "Казанский призывник" Алия Ахмедова, которая шесть суток сопровождала татарстанских новобранцев до Владивостока.

- Когда добрались до конечной точки, я поняла, что в гражданском поезде за неделю бардака было бы намного больше. А в нашем эшелоне царил фактически идеальный порядок. Подъем в 7 утра, а поскольку между Владивостоком и Москвой разница семь часов, то график подъема-отбоя в пути следования сдвигался на час-два, ложились и вставали все раньше. В итоге, прибыв на место, ребята "вписались" в местное время.

Обязательное правило в военном эшелоне: те, кто спит на второй полке, пристегиваются ремнем безопасности. Оказывается, такие есть и в гражданских поездах, но их нужно специально просить у проводника. А здесь за этим смотрят офицеры. Кстати, в нашем составе призывникам на третьих полках спать не пришлось (в хабаровском эшелоне, на котором 19 ноября отправились призывники из Татарстана, пятерым не хватило мест, спали на верху по очереди. - И.П.).

Мест в составе хватало на 721 призывника и 35 офицеров. Однако из некоторых частей отправили сопровождающих больше нормы, и пяти офицерам спальных мест не хватило. Провели собрание, предложили им третьи полки. Но спал там только один. Ведь в каждом вагоне два призывника в качестве дежурного и дневального сменялись каждый час, так что минимум две койки в вагоне можно было использовать под сон.

Из двух тамбуров в вагоне один был для курящих, а другой - для остальных, чтобы могли подышать свежим воздухом. В тамбуре было холодно, так что выпускали в него только одетых по форме №5, включая ушанку и берцы, никаких тапочек. В "курилку" же пускали не больше трех человек за раз, а ночью ходить туда запрещалось.

Больше всего меня поразила кухня - отдельный вагон в хвосте поезда, который находился фактически в аварийном состоянии. Оборудование настолько старое, что вагон был постоянно задымлен, а военнослужащих, которые готовили еду, мы начали узнавать по запаху. Правда, они мужественно выносили эти трудности в ущерб своему здоровью, и, что удивительно, у еды запаха гари не было!

Готовили вкусно, правда, вкус на соль и сахар у каждого свой. Когда в первые дни пошли жалобы на еду, я решила провести опрос. Самыми любимыми у призывников оказались борщ, вареные яйца и бутерброд с сыром, а самым нелюбимым - кофейный напиток, он казался ребятам несладким и некрепким. Я поинтересовалась у военных, нельзя ли ребятам отдельно кипяток и пакетики выдавать, сказали - нет. А вот с пересолом у нас бороться получилось: стали добавлять соли в блюда минимум и ставить на столы солонки, чтобы могли досолить по своему вкусу.

На третий день пути позвонили из Татвоенкомата и попросили проверить сигнал от матери одного из новобранцев. Дескать, тот по телефону пожаловался на конфликтную ситуацию с товарищами. Тревога оказалась ложной. Мне парень рассказал, что один раз, когда лег спать, кто-то, проходя мимо, сказал ему: "Убери свои пакли из прохода" (наверное, ноги имел в виду). И он просто упомянул об этом в разговоре с мамой.

В Приморском крае из поезда высадили троих призывников: у одного горло распухло - тонзиллит, а у двоих, среди них и парень из Татарстана, - психические расстройства. Не похоже, чтобы притворялись... Врачи состава даже подозревали у одного наркотическое опьянение, но определить это точно не смогли, по крайней мере, следов инъекций не обнаружили. Ребят сначала поместили в изолятор - отдельное купе, а в Белогорске отправили в военный госпиталь.

В свободное время новобранцы спали, учили устав, присягу и гимн России, а также читали и играли в шахматы и шашки - выдавали по одному комплекту на вагон. Я решила, что нужно больше, и на средства компании, которая меня отправила, закупила в магазинах игры, кроссворды и судоку на 2,5 тысячи рублей.

В отличие от хабаровского эшелона, в котором проводники продавали новобранцам водку и требовали деньги за зарядку мобильников, в нашем составе этого не было. И офицеры в дороге не позволяли себе распивать алкоголь. Знаю, что у призывников, которых подсаживали в эшелон по дороге, проверяли сумки и найденный алкоголь демонстративно сливали в унитаз. Правда, в дороге напились трое проводников, собравшись в одном из вагонов, а потом еще и передрались. На ближайшей станции их сняли с поезда.

После прибытия эшелона во Владивосток мне удалось посетить большой противолодочный корабль "Адмирал Пантелеев", автомобильный батальон и военный городок в поселке Сергеевка близ Уссурийска. В последнем, кстати, серьезная коммунальная проблема - нет горячей воды, в свое время не достроили. Так что солдаты моются холодной, и раз в неделю их водят в баню. Военные просили меня повлиять на ситуацию, но, насколько я знаю, аппарат уполномоченного по правам человека на Дальнем Востоке уже в курсе.

Во всех частях я взяла телефоны начальников, оставила свои. Попросила ребят в случае чего обращаться. Считаю, что присутствие гражданских в военных эшелонах абсолютно оправданно. Взгляд со стороны всегда полезен. А я как будто в другом мире побывала...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Ирина ПЛОТНИКОВА