Вечерняя Казань / № 151-152 (4111-4112) / Медицина / Пациенты разошлись с врачами в подсчете

Вскрытие показало

Пациенты разошлись с врачами в подсчете

Оснащенность больниц и поликлиник медоборудованием в ходе реализации нацпроекта "Здоровье" в Татарстане улучшилась, но ожидавшегося эффекта эта модернизация не дала. Предполагалось, что предельный срок ожидания диагностических медуслуг для любого нуждающегося в них татарстанца уже сократится до трех дней, но в реальности сейчас в ряде даже казанских медучреждений ожидание не такого уж сложного исследования затягивается на месяц и больше.

Таковы официальные выводы, сделанные Счетной палатой РТ после проведения ею аудита эффективности использования медоборудования, закупленного в рамках нацпроекта "Здоровье" с начала 2006 г. до середины 2010-го. За это время в лечебные учреждения в Татарстане из федерального центра поступило медтехники на 1,3 млрд рублей, на средства республиканского бюджета его куплено на 3 миллиарда.

Основной упор был сделан на приобретение оборудования диагностического, а именно рентгеновского (флюорографы, рентгенаппараты, томографы), а также аппаратов УЗИ и лабораторной техники. Логика в этом железная (хотя, учитывая специфику нынешней темы, лучше сказать - лучевая или ультразвуковая): качественная диагностика - первый ключ к успешному лечению. И по данным СП РТ, количество диагностических исследований в лечебных учреждениях Татарстана действительно выросло в среднем процентов на 20...

К сожалению, врачи-диагносты в комплекте с оборудованием в Татарстан не поставляются. Поэтому для того, чтобы современная техника использовалась эффективно и ее услуги были доступны большему количеству нуждающихся, в республике не хватает малости - специалистов. По некоторым видам диагностики укомплектованность квалифицированными кадрами составляет у нас лишь 62 процента.

Только один пример. Зеленодольский роддом был одним из тех медучреждений, которые первыми получили по нацпроекту "Здоровье" современный ультразвуковой аппарат Nemio, но этот аппарат 3 месяца простаивал, поскольку в штате роддома (!) не было УЗ-диагноста... А после этого еще полгода ультразвуковые исследования зеленодольских рожениц и родильниц проводились... при отсутствии у этого роддома лицензии на такие исследования.

В отсутствие расходных материалов современная аппаратура работает не более успешно, чем в отсутствие специалистов. Между тем аудит выявил множество фактов, когда расходы на покупку этих материалов в бюджет больниц в нужном объеме не закладывались. По этой причине в Спасской, например, центральной райбольнице лабораторное оборудование за три первых месяца 2010 г. простаивало 72 дня. В БСМП Набережных Челнов из-за отсутствия "расходников" простаивали насущно необходимые подобному медучреждению анализатор показателей гемостаза ACL-7000 - более месяца, анализатор критических состояний Gem Premier 3000 - два месяца... А анализатор мочи в Лаишевской ЦРБ простаивал четыре месяца.

Говорят, от нового оборудования врачи ждали чуть ли не чудес, и их можно понять, ведь это ожидание проходило под разговоры о модернизации и даже, страшно сказать, инновациях... Многим пришлось разочароваться: технические характеристики "новинок" порой соответствуют не завтрашнему или хотя бы сегодняшнему, а скорее вчерашнему представлению о приемлемом медоборудовании.

Так, поставленные в рамках нацпроекта в 6 больниц республики (в том числе в Альметьевске, где есть высокая готовность врачей работать с по-настоящему современной техникой) ультразвуковые сканеры LOGIQ BOOK XP и LOGIQ 100 оказались "второй свежести" - не с цветной, а с черно-белой шкалой, не дают возможности обследовать сосуды, а позволяют сделать только поверхностный скрининг и выявить лишь самую грубую патологию. Такая техника в принципе предназначена лишь для первичной срочной диагностики, а дальше... пациенту все равно надо ехать на дообследование за тридевять земель. Такое вот повышение доступности качественной медпомощи...

"Нацпроектная" техника нередко выходит из строя, и есть случаи, когда в течение гарантийного срока ремонт приходилось делать дважды. А с некоторой "автоматикой" у персонала добавляется ручной работы. Например, автоматический гематологический анализатор МЕК 6400К, поставленный в Чистопольскую ЦРБ, должен выдавать 18 параметров, а выдает лейкоформулу только по трем параметрам, не показывает клеточные элементы крови, важнейшие при патологическом процессе у пациента, и практически не выдает результаты у лейкозных больных. Результаты исследований приходится дублировать вручную...

Все это - объективные показатели, но каковы, интересно, субъективные самоощущения тех, кто находится внутри процесса? Ответ на этот вопрос СП РТ искала у медработников (их опрошено 400 человек) и пациентов (более тысячи в 36 муниципалитетах). Искала ответ на вопрос, а нашла, можно сказать, очередную неразрешимую загадку.

Свыше 78 процентов работников медучреждений ответили, что их в целом устраивают условия их работы. А вот сама их работа при взгляде "с той стороны" выглядит менее приемлемой: из опрошенного населения только 57,5 процента считают нынешнее состояние здравоохранения в целом положительным. 26,7 процента респондентов-пациентов заявили, что оно "скорее плохое" и "плохое". А более 11 процентов из числа получавших медпомощь за последний год считают, что ситуация в татарстанском здравоохранении даже ухудшилась.

Почти половина опрошенного населения больше всего недовольна дороговизной лекарств, 31,7 процента - нехваткой врачей-специалистов, около 31 процента - большими очередями на прием, а свыше 29 процентов опрошенных страдают оттого, что за необходимую медпомощь приходится платить.

Примечательно, что собственные опросы Минздрава РТ дают совсем иную картину. В ходе проведенного им в 2009 г. "мониторинга удовлетворенности граждан качеством медпомощи" 89 процентов пациентов татарстанских медучреждений заявили, что вполне удовлетворены. А в 2010 году количество удовлетворенных качеством медпомощи, судя по минздравовскому опросу, стало 91,4 процента!

Возможно, работники здравоохранения владеют особым способом счета, в результате чего они, возможно, легко нашли бы взаимопонимание, например, с работниками избиркомов, но не могут прийти к общему результату со всем остальным населением, включая даже Счетную палату. Даже простейший, казалось бы, подсчет, на сколько может затянуться ожидание необходимого обследования, у медработников и пациентов не сходится: если врачи заверяют, что в их поликлинике ждать флюорографии нужно максимум неделю, то пациенты рассказывают, что месяц...

Марина ЮДКЕВИЧ