Вечерняя Казань / № 154 (4114) / Культура / Париж глазами Фарита Губаева

Выставки

Париж глазами Фарита Губаева

В Выставочном зале Музея изобразительных искусств РТ открылась экспозиция "Париж во сне и наяву". На ней представлены работы мэтра казанской школы фотографии Фарита Губаева и шести молодых фотографов из Франции. В презентации выставки участвовал чрезвычайный и полномочный посол Франции в России Жан де Глиниасти.

Фарит Губаев на фоне портрета
Анри Картье-Брессона

Париж - один из немногих городов на свете, о существовании которого знают даже те, кто никогда там не был. А уж те, кто был, говорят о нем так, что запоминаешь с первого раза. И банальное "Париж - это праздник, который всегда с тобой" (так считал Хемингуэй). И парадоксальное "Когда Богу на небе скучно, он открывает окно и смотрит на парижские бульвары", как писал Гейне.

Фотограф Фарит Губаев впервые побывал в Париже в 1995 году. А мог бы на десять лет раньше.

- Так получилось, что тогда меня не выпустили из страны - из СССР, - вспоминал на вернисаже "Парижа во сне и наяву" Губаев. - Я не нравился функционерам КПСС: носил длинные волосы, бороду, ходил в джинсах. Тогда я работал фотографом в газете "Вечерняя Казань"...

Первой заграницей Губаева стал Амстердам: в 1988 году его пригласили участвовать в коллективной выставке фотографов стран соцлагеря. Тогда Казань на этой выставке представляли он и Ляля Кузнецова, чьи фотографии тоже публиковались в "Вечерке".

Потом Губаев работал в Москве - фоторедактором в журнале "Обозреватель" - и начал уже без проблем путешествовать по миру. Но таких впечатлений, как от Парижа, не получал еще ни в одном городе. "В Париж лучше всего приезжать не по туристической путевке, а когда тебя там ждут - друзья или работа. Этот город вдохновляет на творчество, помогает видеть необычное в обычном".

Именно в Париже он познакомился с Анри Картье-Брессоном, одним из выдающихся фотографов ХХ века. И даже сделал его портрет! Это уникальный факт, поскольку известно, что Брессон принципиально отказывался фотографироваться.

С выставкой знакомится посол Франции
в России Жан де Глиниасти

- Я случайно увидел его на одной выставке и, набравшись наглости и смелости, подошел к нему и начал знакомиться, - вспоминает Губаев. - Рядом с ним стояла его жена, она охотно переводила Брессону мой сбивчивый монолог на английском. А рассказывал я ему о казанской фотогруппе "Тасма", которую возглавлял многие годы. О том, как работы Брессона серьезно повлияли на меня и моих коллег. Видимо, это его очень тронуло...

Губаев, наверное, стал вторым выходцем из Казани, познакомившимся с великим Брессоном. Первым был его друг и коллега Владимир Сычев. Он эмигрировал из СССР в восьмидесятые годы прошлого века, уже будучи знаменитым в стране фотографом, в Париже стал сотрудником престижного агентства "Сипа"...

Портрет Анри Картье-Брессона, экспонирующийся на выставке, абсолютно не постановочный: Губаев поймал в свой объектив "говорящую" полуулыбку гения документальной фотографии. Особый эстетизм портрету придает то, что он черно-белый. Как и все представленные на выставке работы Губаева. Можно увидеть маленькие парижские кафе, причудливую геометрию улиц, крыши домов... Невольно останавливаешься у фотографий, где зафиксировано необычное: вот на фоне Эйфелевой башни гордо вышагивают по тротуару голубь и чайка, вот раздираемый в разные стороны собаками на поводках стоит на перекрестке задумавшийся мужчина...

Париж и парижане, какими их видит Губаев, завораживают. Практически каждая фотография воспринимается фрагментом незнакомой жизни, где много разумной свободы и некричащей красоты. И в эту жизнь очень хочется попасть наяву, хотя бы ненадолго.

Фото Алексадра ГЕРАСИМОВА.

Айсылу КАДЫРОВА