Вечерняя Казань / № 154 (4114) / Культура / Париж глазами Фарита Губаева
Выставки
Париж глазами Фарита Губаева
В Выставочном зале Музея изобразительных искусств РТ открылась экспозиция "Париж во сне и наяву". На ней представлены работы мэтра казанской школы фотографии Фарита Губаева и шести молодых фотографов из Франции. В презентации выставки участвовал чрезвычайный и полномочный посол Франции в России Жан де Глиниасти.
|
Фотограф Фарит Губаев впервые побывал в Париже в 1995 году. А мог бы на десять лет раньше.
- Так получилось, что тогда меня не выпустили из страны - из СССР, - вспоминал на вернисаже "Парижа во сне и наяву" Губаев. - Я не нравился функционерам КПСС: носил длинные волосы, бороду, ходил в джинсах. Тогда я работал фотографом в газете "Вечерняя Казань"...
Первой заграницей Губаева стал Амстердам: в 1988 году его пригласили участвовать в коллективной выставке фотографов стран соцлагеря. Тогда Казань на этой выставке представляли он и Ляля Кузнецова, чьи фотографии тоже публиковались в "Вечерке".
Потом Губаев работал в Москве - фоторедактором в журнале "Обозреватель" - и начал уже без проблем путешествовать по миру. Но таких впечатлений, как от Парижа, не получал еще ни в одном городе. "В Париж лучше всего приезжать не по туристической путевке, а когда тебя там ждут - друзья или работа. Этот город вдохновляет на творчество, помогает видеть необычное в обычном".
Именно в Париже он познакомился с Анри Картье-Брессоном, одним из выдающихся фотографов ХХ века. И даже сделал его портрет! Это уникальный факт, поскольку известно, что Брессон принципиально отказывался фотографироваться.
|
Губаев, наверное, стал вторым выходцем из Казани, познакомившимся с великим Брессоном. Первым был его друг и коллега Владимир Сычев. Он эмигрировал из СССР в восьмидесятые годы прошлого века, уже будучи знаменитым в стране фотографом, в Париже стал сотрудником престижного агентства "Сипа"...
Портрет Анри Картье-Брессона, экспонирующийся на выставке, абсолютно не постановочный: Губаев поймал в свой объектив "говорящую" полуулыбку гения документальной фотографии. Особый эстетизм портрету придает то, что он черно-белый. Как и все представленные на выставке работы Губаева. Можно увидеть маленькие парижские кафе, причудливую геометрию улиц, крыши домов... Невольно останавливаешься у фотографий, где зафиксировано необычное: вот на фоне Эйфелевой башни гордо вышагивают по тротуару голубь и чайка, вот раздираемый в разные стороны собаками на поводках стоит на перекрестке задумавшийся мужчина...
Париж и парижане, какими их видит Губаев, завораживают. Практически каждая фотография воспринимается фрагментом незнакомой жизни, где много разумной свободы и некричащей красоты. И в эту жизнь очень хочется попасть наяву, хотя бы ненадолго.
Фото Алексадра ГЕРАСИМОВА.
Айсылу КАДЫРОВА