Вечерняя Казань / № 157 (4117) / Культура / Седина в бороду, бес в ребро

После спектакля

Седина в бороду, бес в ребро

Давно не были на свадьбе? Тогда пожалуйте в Тинчуринский: Юнус хаджи готов снова жениться, ведь сорок пять ему исполнилось всего лишь пятнадцать лет назад, да и живая жена вовсе не помеха. 10 декабря в театре давали комедию "Хаджи эфенди женится" по одноименной пьесе Шарифа Камала. Написанная в 1915 году сатирическая комедия, ставшая классикой татарской драматургии, была запрещена цензурой, но с приходом советской власти стала весьма популярной и с успехом ставилась во многих театрах. А на сцене Тинчуринского театра Юнус хаджи женился уже три раза.

На вопрос, чем же может заинтересовать эта пьеса сегодня, режиссер-постановщик Рашид Загидуллин ответил так:

- Эта пьеса уже давно лежала в моем режиссерском портфеле. Вечная история: седина в бороду, бес в ребро - и в наши дни не потеряла актуальности. К тому же пьеса сама по себе абсолютно самодостаточна и великолепно написана, в ней очень вкусный татарский язык, а так как театр - это прежде всего искусство слова, то работа с таким текстом - истинное удовольствие. Другое удовольствие - это персонажи и их характеры. Яркие, живые. Чувствуются в этом традиции Островского. А в образах персонажей заложены и классические маски комедии дель арте: это и Коломбина, и Панталоне, и Арлекин, и Бригелла, и юный влюбленный Лелио. Обратился я к этому прекрасному материалу еще и потому, что в театре есть замечательный актер, на которого можно ставить эту пьесу, - заслуженный артист России и народный артист Татарстана Наиль Шайхутдинов.

"Хаджи эфенди женится" получился спектаклем обаятельным и динамичным. Со сцены - только живой и добрый юмор, без пошлостей и перегибов. Профессиональное чутье не подвело режиссера: Юнус хаджи Шайхутдинова получился многогранным - любящий всех подчинять своей воле капризный старик со скверным характером, он вдруг чудным образом преображается при мысли о молоденькой учительнице Камиле. Героине Резеды Саляховой - красавице с заразительным смехом впрямь нельзя не симпатизировать.

Красота ее сводит с ума еще одного кавалера - поэта-романтика Габдульхака, роль которого исполнил Ильфак Хафизов. Его Габдульхак на грани, и, кажется, даже в зрительном зале слышно, как бешено колотится сердце поэта. Но, как и все влюбленные, он слишком погружен в свои душевные переживания, поэтому смешон и не понят окружающими. В роли супруги хаджи эфенди Галимы - великолепная Исламия Махмутова. Да, Галима - обманутая жена, но вместо отчаяния в ее образе сама мудрость и спокойствие: закрывает глаза на все похождения мужа и после многих лет совместной жизни продолжает его любить.

Особым украшением спектакля является музыкальный этюд в исполнении самих актеров. Современные спектакли не так часто радуют нас подобным. Чаще режиссеры в поисках новых форм перегружают свои работы разнообразными техническими приспособлениями, что вносит элемент искусственности, тогда как актеры на сцене - живые, и чувства, страсти тоже самые что ни на есть настоящие. Музыка же в живом исполнении придает действию особую энергетику.

Тинчуринцы, вынужденные долгое время существовать на чужих площадках, наконец-то вступив на свою родную сцену, работают искренне и жадно - чувствуется, сильно по ней соскучились. Декабрьские премьеры на этом не заканчиваются: для маленьких зрителей с 20 декабря будет идти новогодняя сказка, интригующая уже своим названием "Шурале онлайн".

Александра СЕНЧУКОВА.