Вечерняя Казань / № 160 (4120) / Горячие материалы / Молчание мышат

Среда обитания

Молчание мышат

Эксперимент по облучению семян в Спасском районе проведен незаконно, считают экологи. Казанское ФГУ "Федеральный центр по токсикологической и радиационной безопасности животных" совместно с подразделением "Росатома" - ОАО "В/О "Изотоп" подвергли воздействию радиации семена пшеницы, ячменя и кукурузы, не имея разрешения государственной экологической экспертизы. Однако организаторы опытов заявляют о том, что они прошли успешно, планируют облучать семена малыми дозами на территории всей России и готовят для этого нормативную базу.

У девятилетней Гаухар
из Казани неомутация,
причины которой
официальная медицина
не называет.
Но ее мама -
Фируза Ислямова -
знакома с женщиной,
у которой сын с таким же
диагнозом. Отцы обоих детей
служили в ВВС ПВО.
Девочка уже перенесла
13 операций, но ей
нужна еще одна -
по восстановлению
костей лица.
Мама ребенка просит
откликнуться всех,
кто может ей помочь.

Историю о том, как "облучатели" появились в Спасском районе, сами представители "Росатома" поначалу рассказывали так: агрохозяйства Татарстана проявили инициативу - попросили облучить их семена. Как раз в то время, когда наш земляк Андрей Силкин, до этого работавший на разных высоких руководящих должностях, стал директором "Изотопа" (одного из подразделений госкорпорации "Росатом"), его предприятие получило "особые полномочия" восстановить радиационные технологии, прикрытые в СССР после аварии на Чернобыльской АЭС. И, взявшись за дело, специалисты выяснили, что от 150 установок, которые когда-то существовали на территории страны, пригодными для выполнения просьбы татарстанских сельчан оказались только две. Одна из них как раз в центре по токсикологической и радиационной безопасности животных. С помощью этой установки и провели облучение в Спасском районе.

В это время, правда, выяснилось, что аграрии не просили ни о каком эксперименте и даже не слышали о нем. Однако в Институте физики КФУ (где, кстати, работает отец Силкина) пришли к заключению, что эксперимент прошел удачно, а полученное зерно - совершенно безопасно: радиации в нем нет. "Раз так - пусть едят его в столовой "Росатома", - прокомментировали это заключение российские экологи, собравшиеся в Казани на всероссийскую конференцию. "Никто не искал в облученных зернах радиацию, - объяснил на конференции представитель международного экодвижения "Беллона" Андрей Ожаровский. - С таким же успехом атомщики могли объявить, что безопасна ангина, потому что от нее не растут рога. Гамма-излучение оставляет в зерне другой след - радиотоксины, которые, накапливаясь, вызывают мутации. В одном килограмме облученной муки - 2,5 грамма "нежелательных веществ".

Воздействие этих веществ на детский организм до сих пор не изучено, объясняют экологи, а у мышей, которых еще раньше кормили облученными продуктами, в пять раз выросло число мутаций. Что стало с мышками, которые ели это зерно в Спасском районе, остается только гадать, как и о том, что станет с людьми, которые испекут из таких зерен хлеб. По крайней мере в Минэкологии РТ считают, что безопасность технологий, применяемых ФГУ "ФЦТРБ ВНИВИ", не доказана государственной экологической экспертизой. Обеспокоенное сложившейся ситуацией татарстанское отделение Общероссийской общественной организации "Социально-экономический союз" обратилось в Генпрокуратуру. С тех пор общение экологов и атомщиков напоминает фокусы с последующим разоблачением: "Изотоп" прикладывал к пустому месту - туда, где должны были быть результаты экспертизы, - собственные аргументы про законность и безопасность, а ученые, изучая эти аргументы, задают такие вопросы, что прямо неудобно становится.

Доцента факультета пищевой инженерии КГТУ Ирину Докучаеву, например, удивило утверждение атомщиков, будто и "стимулировать" зерна, и гамма-стерилизовать их (то есть обеззараживать с помощью радиации, чтобы продлить срок хранения) атомщики будут лишь малыми дозами и без генетических изменений зерна.

- Дело в том, что пока это никому еще не удавалось, - утверждает Докучаева. - Стерилизацию проводят не малыми дозами, как убаюкивают атомщики, а облучением в 200 - 500 грэй! Об этом можно прочитать в любом учебнике по радиологии. При этом у кукурузы необратимые мутации происходят при дозе "всего" в 100 грэй, у пшеницы - в 150 - 200, а у ржи - в 100 - 200 Гр. И большинство мутаций - неблагоприятные. Облученная картошка вообще теряет способность к заживлению повреждений, полученных при механической уборке, и гниет еще быстрее. А про стимуляцию там же сказано, что хотя она и дает повышение урожайности, но массового применения не получила "из-за частого отсутствия или невоспроизводимости положительного результата". При чем же тут тогда заявленная атомщиками продовольственная безопасность?

- Трагизм в том, что в нашей редко просыхающей стране никто не может поручиться за безопасность самих установок, - поделился с участниками конференции своими сомнениями Ожаровский. Например, нет гарантий, что из них не пропадет "начинка" - маленькая канистра с цезием, которая в руках террористов может сработать не хуже любой "грязной" бомбы. Кто их будет охранять - уж не Кириенко ли? Ведь после распада СССР эти канистры пропали. Лишь с помощью МАГАТЭ нашли пять в Грузии и четыре - в Молдове.

Не добавил спокойствия собравшимся в зале председатель совета Димитровградской общественной организации "Центр содействия гражданским инициативам" Михаил Пискунов: рассказал, что на полигоне Ульяновского НИИ атомных реакторов на глубине около километра захоронено 3 млн кубометров жидких радиоактивных отходов.

- По предположениям специалистов ЦНИИгеолнеруд, жидкие радиоактивные отходы распространяются по тектоническим разломам, и, по одной из версий, они уже дошли до Татарстана, по другой - выходят в Черемшанский залив Волги, - сообщил Пискунов и добавил, что "Росатом" намерен расширить свое производство.

Татарстанское управление Роспотребнадзора пыталось успокоить общественность заверениями, что "Изотоп" не будет проводить никаких работ, пока облученное зерно не будет проанализировано в НИИ питания РАМН. Но вышло еще хуже, ведь ни методик, ни нормативов, как проводить санитарно-гигиеническую оценку облученного зерна, в России пока нет. Они только еще разрабатываются... в "Росатоме". Так что совсем неудивительно, что, не дожидаясь заключения НИИ, атомщики уже делятся планами: в марте 2011 года завершить разработку системы контроля безопасности облученных продуктов и провести в Татарстане эксперимент по облучению кормов для животноводства и птицеводства. В 2012-м - заложить в зернохранилища стерилизованную гамма-излучением продукцию и начать облучение лишь живой птицы и яиц в инкубаторах. Коммерческий директор "Изотопа" Александр Устинин, увлекшись, даже выразил сожаление, что радиационный фон на Земле существенно понизился с доисторических времен. Ведь с тех пор, по его словам, на планете не возникло ни одного нового биологического вида.

Любой здравомыслящий человек, наверное, задастся вопросом, зачем это делают с нами. В одном из интервью глава "Росатома" Сергей Кириенко сообщает, что его ведомство хочет занять 20% мирового рынка радиационного сырья, продуктов и технологий. "Это один из самых динамично растущих рынков, который в ближайшие годы будет расти на порядки, и масштабы рынка радиационных технологий будут составлять триллионы долларов на горизонте 20 - 30 лет", - предвкушает глава "Росатома". Ему вторит директор федерального центра по токсикологической и радиационной безопасности животных Аркадий Иванов: мол, годовой доход с продажи облученных продуктов питания составляет 12 - 15 миллиардов долларов, а в этом не участвуют только Африка и Россия.

Выступая на конференции, председатель Антиядерного комитета РТ Альберт Гарапов рассказал о людях с "хвостиками" и людях, "похожих на червячков - без рук и ног", с которыми он общался в Челябинской области. Там после двух аварий на радиационном предприятии "Маяк" в городе Кыштым остался радиационный след: уродства, бездетность. Людям ничего не говорили об авариях, а школьников даже выгоняли на поля собирать и утилизировать зараженные овощи. Позднее жертвы облучения объединились в движение "белые мыши".

Недавно президент РТ Рустам Минниханов заверил Кириенко и Шувалова, что Татарстан заинтересован в продолжении экспериментов по облучению сельхозпродукции. Но постановление правительства РФ о применении радиационных технологий еще не подписано.

Айгуль ШАРАФИЕВА.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Реквизиты банковского счета для тех, кто хочет помочь девятилетней Гаухар:

лицевой счет - 42307810762215553624/48

расчетный счет - 30301810662000606221

корр. счет - 30101810600000000603

БИК: 049205603

ИНН: 7707083893

КПП: 165902001

ОСБ Банк "Татарстан" №8610 СБ РФ

Приволжское ОСБ доп. офис 6670/0216

Для Ислямовой Фирузы Мингазовны

Айгуль ШАРАФИЕВА