Вечерняя Казань / № 50 (2157) / Социальные проблемы / Льготников много. Но нищих больше

Дырявый кафтан

Льготников много. Но нищих больше

С 31 до 17 миллионов пообещал сократить число льготников в России министр труда и социального развития РФ Александр Починок. Несмотря на заверения Минсобеса Татарстана о том, что принцип соцзащиты самых малообеспеченных граждан при реформировании льготной системы будет не только сохранен, но и усилен, некоторые категории малоимущих уже ощутили на себе обратное.

Ветеран труда, инвалид Георгий Чубуков пришел в "Вечернюю Казань" с вопросом: может ли он подать в суд на вневедомственную охрану? Дело в том, что Георгий Валентинович несколько лет подряд пользовался льготами при оплате за охрану своей квартиры. Но с января нынешнего года, когда эти льготы были отменены, а охранники потребовали с пенсионера 120 рублей в месяц (что составляет 12 процентов его пенсии), он был вынужден от этой услуги отказаться. А в конце марта квартиру Чубукова ограбили.

Разгневанный пенсионер решил подать в суд на тех, кто, по его мнению, этому способствовал. Но на кого конкретно? Начальник управления вневедомственной охраны МВД РТ Зарипов письменно ответил ему, что с января 2001 года начала действовать вторая часть Налогового кодекса РФ, согласно которой деятельность вневедомственной охраны приравнена к коммерческой и подлежит обложению всеми действующими на территории России налогами. Поэтому, мол, все льготы охранникам пришлось в срочном порядке отменить.

- Что ж получается? Милицию стали считать коммерческой организацией, которая должна охранять граждан на коммерческой основе? - удивляется пострадавший.

По его мнению, депутаты, проголосовавшие за то, чтобы считать бизнесменами людей в милицейских погонах, работают на домушников. От нововведения же страдают исключительно малообеспеченные граждане. В основном пенсионеры, которых теперь вынуждают охранять собственные квартиры, вместо того чтобы работать летом в саду.

А вот другой пример тихого наступления на малоимущих. Участница войны, известный казанский ученый-биолог Наталия Петровна Зеленкова недавно перенесла инсульт. Инвалид первой группы общается с внешним миром только по телефону. Если до введения "повременки" она, как все инвалиды, платила за телефон половину абонентской платы - 25 рублей 50 копеек, то за январь плата Зеленковой составила 40, а за февраль - 47 рублей. Расценив это грубейшим нарушением Закона "О ветеранах РФ", женщина обратилась с письмом к президенту РТ. "Повременная оплата создает ощущение не социальной защищенности малоимущих, а социального разбоя", - пишет она.

Но ответ пришел не из аппарата президента, а из минсвязи. Зам. министра Лена Хамзина доказывала, что "повременка" - самая справедливая система оплаты за телефон, поскольку зависит "от разговорной активности абонента". Связисты, мол, понимают, что инвалиды "имеют большую потребность в общении с окружающим миром, чем остальные граждане", но государство это учло. Установило 50-процентную скидку по абонентской плате. Чем же, мол, льготники недовольны? Анализ счетов показал: 72 процента абонентов-льготников абонплату не превысили.

"Да потому что они теперь боятся много говорить по телефону! - делает вывод автор письма. - По закону "О ветеранах" льгота должна предоставляться не от абонентской платы, а от всей суммы разговоров".

Бывший "афганец" Фарид Курбанов обеспокоен тем, что с начала года с этой категории льготников вдруг сняли часть льгот по оплате коммунальных услуг. "Мы, конечно, понимаем, что система льгот громоздка и давно требует реформирования", - пишет он.

Но ветерану войны непонятно: по каким критериям власти делят малоимущих на менее и более нуждающихся в социальной поддержке? Почему не трогают пенсионеров-госслужащих или бывших работников всевозможных ведомств (военкоматов, МВД, КГБ и прочих)?

Людмила КОЛЕСНИКОВА