Вечерняя Казань / № 50 (2157) / Культура / Камею от мецената Юлтыева обещала носить по праздникам

Танцуй, пока молодой!

Камею от мецената Юлтыева обещала носить по праздникам

В понедельник в Татарском оперном торжественно закрылся Первый Международный фестиваль хореографических училищ и школ.

Четыре дня на сцене театра выступали будущие артисты балета из Австрии, Японии, Грузии, Беларуси. Нашу страну представили 17 учебных заведений. Жаль, что самые лучшие хореографические академии России - Санкт-Петербургская им. А. Вагановой и Государственная Московская - форум в Казани проигнорировали.

Участники фестиваля считают, что провести в наше время такой праздник балета - это подвиг. Справедливости ради отметим, что найти в наше время средства и приехать на фестиваль в Казань - тоже подвиг. Грузинская делегация, например, смогла к нам приехать лишь благодаря обладательнице Гран-при Международного конкурса "Варна-2000" Лали Канделаки. Лали специально дала в Тбилиси концерт и весь гонорар передала родному тбилисскому училищу...

Концертные программы фестиваля наглядно продемонстрировали уровень профессиональной подготовки юных танцовщиков. На мой взгляд, самый объективный рейтинг хореографических школ, представленных на фестивале, удалось составить Валентине Горской, преподавателю классического танца Московского хореографического училища при Новом гуманитарном университете Натальи Нестеровой:

- В лидирующей группе школ классического танца - Москва, Пермь, Воронеж и Новосибирск. Безусловно, сегодня это гордость России. Просто блестяще заявила о себе балетная школа из Японии... Не будем, кстати, забывать, что особенностью казанского фестиваля стало представление и школ народного танца. На мой взгляд, образцом профессионализма можно считать школу-студию им. Т. Устиновой при хоре им. Пятницкого... Понравились ли мне учащиеся Казанского хореографического училища? Очень, я даже не ожидала этого, честно говоря. У вас ведь такое молодое училище... Больше всех из юных казанских танцовщиков мне, как профессионалу, понравилась Диана Мадышева. Как она славно сложена, как хорошо выучена, как артистична - я просто любовалась ею, когда она танцевала Машу в па-де-де из "Щелкунчика". Да, ее танец был далек от совершенства, но, поверьте, у нее хорошее будущее...

В день закрытия всем школам - участникам фестиваля были вручены почетные дипломы и магнитофоны "Филипс". Необыкновенно вежливый и тактичный директор балетной школы им. П.И. Чайковского из Тойоты господин Хитроси Сува подготовился к этой церемонии "основательно": написал огромными буквами на тыльной стороне своей ладони "Бик зур рахмат!". Эти слова он и произнес на сцене дарителю - министру культуры РТ Тарханову, после чего еще долго кланялся публике. Кстати, узнав, что хореографические фестивали будут теперь проходить в Казани через каждые два года, Хитроси Сува выразил желание быть представителем этого фестиваля в Японии - отбирать для него лучших участников на внутрияпонском фестивале.

Не ошибусь, если скажу, что первый казанский фестиваль стал творческим приношением легенде татарского балета - художественному руководителю Казанского хореографического училища Нинель Юлтыевой. Каждая делегация посвящала свое выступление 75-летнему юбилею Нинель Даутовны, после чего подносила к ее ложе букеты цветов. А приехавший на закрытие фестиваля известный балетный меценат Николай Гришко и вовсе напомнил дореволюционные времена "щедрых поклонников пленительных балерин", когда редко какой спектакль Матильды Кшесинской, например, обходился без вручения танцовщице "милых пустячков" - бархатных коробочек с бриллиантовыми серьгами или сапфировыми брошами... Так вот, вице-президент Международной академии театра господин Гришко подарил Нинель Даутовне камею-портрет именинницы в золотой оправе, изготовленную по спецзаказу в мастерской одного "ну очень известного" (какого - не сказал) ювелира. Нинель Даутовна украшений из золота не любит, но подарок Гришко ее заметно растрогал. Как она призналась, это второй золотой "раритет", который она теперь будет носить только "по праздникам". Первый - золотой медальон с гравировкой "Spasibo!" - в восьмидесятые годы ей подарили ее ученики из Каракаса...

Айсылу КАДЫРОВА